Серия 1: Бизнес-план
 

 
   

КОНСУЛЬТАНТ (К):

"Бизнес-план - это страшно..."

"Бизнес-план - это сложно..."

"Бизнес-план - это бесполезно..."

"Вот мой друг работает без бизнес-плана - и милионер. Надо не бумагу марать, а деньги зарабатывать..."

Это лишь немногие из мифов и сомнений, с которыми приходится сталкиваться начинаюшему предпринимателю. Ну чтож, попробуем в них разобраться...

Итак, миф первый: бизнес-план - это страшно.

Когда нам становится страшно? Страшно нам становится тогда, когда мы чего-то не знаем или не понимаем. Вот, например, захотел начинаюшхиж предприниматель Вася газетный киоск открыть. Ему и говорят: "проанализируйте покупательскую способность в целевом сегменте и сделайте прогноз продаж на предстоящий период". Что сделает Вася? Правильно, схватится за голову и скажет: "Да ну вас с вашими бизнес-планами!". А почему? Да потому, что не поймёт о чём идёт речь. А вот если ему скажут: "Вася, прикинь (проанализируй), сколько ребята во дворе (целевой сегмент) могут потратить (покупательская способность) на газеты, и, исходя из этого, посчитай (сделай прогноз) насколько они могут купить газет в следующем месяце (предстоящий период)". И вот тут-то Вася-предприниматель и проявит себя...

Вывод: Бизнес-план страшен лишь тогда, когда мы не знаем что это такое, зачем оно необходимо и что он нам даст.

Миф второй: Бизнес-план - это сложно.

Сложным бизнес-план делают две причины: непонимание и обьём работы. Про непонимание мы говорили выше, теперь про обьём. Скажите, вы сможете прыгнуть вверх через лестничный пролёт? Если да, то вас ждут в Книге Рекордов Гиннеса, а если нет, то вас можно поздравить – вы один из нас. Теперь скажите, а на одну ступеньку вы запрыгнуть сможете? Я думаю, что немногим это не под силу. Следовательно, нет смысла перепрыгивать целиком лестничный пролёт. Проще будет сделать это в несколько приёмов, перепрыгивая ступеньку за ступенькой. Вот так " поэтапно сложные" бизнес-планы и пишутся...

Миф третий: Бизнес-план  - это бесполезно.

Этот замечательный миф подтверждают, как правило, примером:

"Вот мой друг работает без бизнес-плана - и милионер".

А для пущей убдительности добавляют: "Надо не бумагу марать, а деньги зарабатывать..."

На самом деле это не так. У любого предпринимателя бизнес-план есть. Другое дело, что он не хочет в этом признаваться, либо просто этого не осознаёт. Любой предприниматель знает, чем он заниматеся, кто и за что платит ему деньги, что для этого необходимо сделать. Также он представляет что будет делать завтра, и, по возможности, пытается заглянуть в послезавтра. Всё вышеперечисленное, по сути, и есть бизнес-план. Поэтому, хотим мы или нет, но от бизнес-плана нам никуда не деться.

Другой вопрос - зачем его записывать на бумагу. Давайте попробуем разобратся...

Вот, предположим, вы пошли в магазин. Допустим, вы туда часто ходите, и предварительно дома смотрите что необходимо купить. Если купить надо одну, две, максимум три вещи, то вы просто идёте в магазин и покупаете. Если предположить, что купить надо 10, 20, а то и 50 наименований, то вряд ли вы понадеетесь на свою память (клиенты Книги рекордов Гиннеса не в счёт). Вы составите список. Это в случае, если в магазин вы ходите часто, да ещё и наименования вам знакомы. А вот теперь представьте, что вы идёте в первый раз в магазин, в котором ещё никогда не были, точно не знаете где он находится, да ещё и никогда в своей жизни в магазине ничего не покупали. Вот тут, смею себе предположить, помимо подробного списка "что купить" у вас будет карта, список "у кого спросить" и, возможно, памятка "что делать если не помню, что делать".

Вот также и с бизнес-планом.

Если предприниматель, скажем, долгие годы занимался открытием газетных ларьков во дворе дома номер 5, то составлять бизнес-план для открытыя в указанном дворе очередного ларька, возможно, и не стоит. И то только в случае, если ситуация в доме номер 5 и вокруг него не претерпела существенных изменений. В остальных же случаях составление бизнес-плана поможет предпринимателю избежать лишних расходов, позволит целенаправленно двигаться к поставленнож цели.

Вывод:  Бесполезность бизнес-плана - это самообман. А держать все детали бизнес-плана со всеми цифрами в голове, когда всё это можно доверить бумаге - не проще ли использовать голову для решения других задач?

Подводя итог вышесказанному – составление бизнес-плана – задача посильная. Надо только разобраться что и как вы планируете делать. Основные проблемы возникают при несоблюдении следуюших основопологаюших принципов:

-  предприниматель должен продумать что и как он будет делать;

-  идеи предпринимателя должны найти отражение в бизнес-плане;

-  вешей, не соответствуюших идеям и планам предпринимателя не должно быть в бизнес-плане, а всё, что там написано, должно целиком и полностью соответствовать реальным планам;

- "правильным" является тот бизнес-план, по которому предприниматель в установленные бизнес-планом сроки добьётся установленных в бизнес-плане целей.

Вывод: Оставьте сказки для детских книжек и глянцевых журналов. Пусть бизнес-план будет основан “на реальных событиях”.

Теперь предприниматель Сергей расскажет о том, как и почему ему пришла в голову мысль составить бизнес-план.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (П):

Первый раз мысль о бизнес-плане появилась давно. Тогда я только начал частную предпринимательскую деятельность, работал как ПФЛ в области сторительства. В то время главное моей задачей было составить постоянную бригаду и найти партнёра для поиска заказов. Работать было тяжело хотя бы потому, что бригада собиралась на проект, потом «разбегалась» до следующего заказа. Не было постоянства, и было ясно, что что-то надо менять. Таким образом назрела потребность в организации фирмы и более чётком планировании своей деятельности.

В строительстве всегда было 2 ключевых вопроса: 1) люди, кто будет работать, и  2) оборудование, чем работать. Люди у меня были, а вот инструмента катастрофически не хватало. В то время я впервые услышал, что есть возможность получить финансовую поддержку на развитие своей фирмы – тогда то и встал вопрос о необходимости написания бизнес-плана.

Как тогда мне объяснили – бизнес-план необходим для того, чтобы развивать свою фирму и получить финансовую поддержку.

Первым моим впечатлением был интерес – что это такое, бизнес-план? Было какое-то представление, что с его помощью проще будет работать, но почему будет проще я тогда не понимал. В то же время, я всего в жизни добивался сам, поэтому и составлять бизнес-план хотел самостоятельно...

В ходе написания бизнес-плана было много приятных открытий. Среди прочего хотелось бы отметить что он дал мне:

1) дисциплинированность;

2) новые экономические знания, необходимые для дальнейшей работы и руководства компанией;

3) лучшее представление о том, что такое фирма и как она функционирует;

4) интерес идти по намеченному пути и смотреть, как намеченное удаётся воплощать в жизнь;

5) появилась конкретная цель, стало меньше ненужных движений;

6) от изложенных на бумаге планов сложнее отказаться.

Были и неприятные моменты: при составлении бизнес-плана пришлось меньше времени уделять семье.

Но в общем и целом, если сравнивать себя «до» и «после», то у меня укрепилась уверенность в собственных силах, окрепла вера в выбранную идею. Помимо этого, теперь я могу более квалифицированно разговаривать со своими клиентами, работниками, партнёрами. И что самое главное, окунувшись в мир бизнеса, мне удалось не потерять баланс между материальным и духовным, который очень важен для человека в любой ситуации.

Тем, у кого процесс составления своего первого бизнес-плана ещё впереди, могу посоветовать лишь:

а) проявлять больше гибкости как при планировании, так и в отношениях, а также

б) не останавливаться на половине пути. Если начнёте – идите до конца.

Составление бизнес-плана – вещь реальная. Главное – желание!

(К): Из того, что нам рассказал предприниматель Сергей, можно сделать один важный вывод: хотим мы этого или нет, а от бизнес-плана нам никуда не деться. Бизнес-план нужен предпринимателю, и в первую очередь ему, а следовательно, и пользу от него получит прежде всего сам предприниматель. Бизнес-план – это возможность «нарисовать» для себя будущее и придумать, как воплотить задуманное в жизнь, а значит, приступим к его написанию...