Серия 3: Будущее
 

 
   

Консультан (К)

Если в прошлый раз мы говорили о том, чем наша фирма планирует заниматься, то сегодня поговорим о том, какой она должна будет стать в будущем. Кто-то сразу воскликнет: «Ах, знаю! Эти прогнозы...». И будет не совсем прав. То, что мы будем делать – это не прогнозы. Это наша попытка «создать будущее».

Приведу пример. Представим себе лодку, мирно плывущую по реке. Что будет, если лодочник в ней будет спокойно сидеть и любоваться красотами природы? Лодку будет просто нести вперёд по течению, и мы, зная скорость и направление течения, рельеф местности и изгибы реки, можем даже предположить, куда эту лодку в конечном итоге вынесет. Вот такой расчёт будет условно называться прогнозом.

Теперь представим, что у лодочника неподалёку на берегу есть дом. Там его ждёт жена, горячий обед, мягкая постель – в общем, лодочнику совершенно не терпится туда попасть. Предвкушая радости возвращения домой, мысленно смакуя аппетитную еду и обнимая любимую жену, он начинает налегать на вёсла, стремясь к заветной цели. В результате он оказывается у своего дома, то есть совершенно не там, где мог бы оказаться, плыви он просто по течению. Вот это и есть то самое «создание будущего».

Если при прогнозировании основной упор делается на попытке просчитать влияние различных факторов, то при «создании будущего» мы прежде всего исходим из того, что бы нам хотелось получить, а потом смотрим, что и как для этого необходимо сделать. Кстати, в китайском языке слово предприниматель звучит примерно как «человек, создающий реальность», то есть он уже по определению будущее создаёт.

Итак, «спрогнозировать будущее» нам необходимо для того, чтобы не плыть по течению, а все свои силы и помыслы направить, как говорится, «в мирное русло». Возникает вопрос: как это сделать? Как ни странно, довольно просто! Для этого необходимо: а) представить себе тот рай, куда мы хотим попасть, б) придумать, что для этого надо сделать, и  в) определить, как это сделать.

1. Видение будущего. Каждый из нас так или иначе хочет быть счастливым и успешным. Только все мы вкладываем в эти понятия что-то своё, в зависимости от нашего характера, темперамента, наших запросов или просто ситуации, в которой мы оказались. Лодочник из нашего примера представлял себе счастье и успех  как скорейшее возвращение домой. Для кого-то же синонимами этих слов могут быть счёт в швейцарском банке, мировая известность, имидж честного человека, или просто носки, связанные любимым человеком.. При формулировании видения будущего решите, как именно должен выглядеть успех для вашей фирмы. Какой она должна стать, чтобы вы чувствовали себя успешным? Что там непременно должно быть? Что должны делать ваши работники? Что должны при этом делать вы? Надо ли вам продолжать работать, либо это можно будет переложить на плечи других? Кто должны быть ваши клиенты? Сколько их должно быть? Что ваша фирма должна для этого прелагать? Где она должна находиться? Когда вы внутренне ответите на эти вопросы, в вашем воображении возникнет представление о том, чего бы вам хотелось достичь, ваше видение будущего. Вот это видение и надо будет в бизнес-плане отразить.

2. Долгосрочные цели. После того, как вы представили своё будущее, необходимо поставить себе такие цели, достигнув которые вы придёте к тому самому воображаемому будущему. Например, если вы хотите, чтобы ваше предприятие было самым известным продавцом жевательной резинки (видение будущего), то целью может стать самая высокая узнаваемость вашей марки (то есть, если группе людей назовут несколько марок продукции, то ваша марка должна быть для них самой знакомой, то есть наиболее часто называемой). Если же вы хотите стать самым успешным продавцом жевательной резинки (видение будущего), то целью может быть продавать большее количество жевательной резинки, чем любой ваш конкурент. В идеале, цели должны быть измеряемыми (например, количество жевательной резинки в штуках) и привязаны к конкретному сроку.

3. План развития. Когда понятно, куда хочется придти и каких целей достичь, необходимо определить как всё это сделать. Здесь вспомним пример с лестницей: перепрыгнуть весь лестничный пролёт нам вряд ли удастся, а вот двигаясь ступенька за ступенькой, мы его одолеем без особых проблем. Если мы сейчас только планируем открыть своё дело, то сразу стать самым лучшим/успешным/известным предприятием (ненужное зачеркнуть) нам не удастся. Для этого необходимо пройти целый ряд этапов (ступенек). И наша задача заключается как раз в том, чтобы определить, что это за этапы и построить их один за другим таким образом, чтобы с одного возможно было относительно просто перепрыгнуть на другой.

4. И наконец – проверка! Если у вас есть амбициозная цель (находится очень высоко), а выстроить разные этапы один за другим у вас не получается, то, вероятно, придётся цель изменить на что-нибудь попроще. То есть, если для достижения цели вам, к примеру, придётся бороться голыми руками с бурым медведем, то честнее будет сразу отказаться от таких планов. Тогда необходимо либо спланировать себе помощников, оружие, либо же честно сказать – цель для меня недостижима.

Тут возникает другой вопрос: а какую цель лучше ставить, далёкую и амбициозную, либо близкую и простую? Как ни странно, но ответить на этот вопрос каждый должен для себя сам. Скажу лишь, что чем дальше и выше цель, тем меньше у вас будет ненужных движений, и тем эффективнее вы будете двигаться вперёд.

Таким образом у фирмы появляется цель и долгосрочный план развития. Зачем они вообще нужны? В море бизнеса, как и в обычном море, существует бесконечное число всевозможных путей. Не сбиться с нужного пути помогают карты, компасы и маяки. Их функции в мире бизнеса выполняют видение, долгосрочные цели, планы развития. Определив их для себя, у вас появляется путеводная звезда, которая поможет двигаться вперёд, не сбиваясь с намеченного направления...

Полученный выше план развития можно дополнить. Честно говоря, его можно дополнять до бесконечности, но на данном этапе этого, возможно, не стоит делать. В ходе дальнейшего написания бизнес-плана, нам ещё предстоит оценить, жизнеспособность нашей бизнес-идеи, решить, стоит ли пытаться её реализовать и чего при этом следует избегать. В свете этой информации наши первоначальные цели могут здорово измениться, поэтому не будем торопиться их конкретизировать до тех пор, пока подготовка бизнес-плана не войдёт в свою решающую стадию.

А теперь предприниматель Сергей расскажет о том, как он формулировал свои планы.

Предприниматель (П)

Необходимость постоянного развития, движения вперёд никогда сомнений не вызывала. Если нет развития, то это равносильно движению назад, так как мир вокруг не ждёт пока ты дозреешь, а постоянно развивается.

Если говорить о планах моей фирмы, то развитие, на мой взгляд, не должно быть самоцелью. Нельзя развиваться только для того, чтобы развиваться. Для меня очень важно было в первую очередь определить направление, вектор движения. Для себя я определил, что моя компания должна через несколько лет стать в ряд электрофирм, которые могут принимать участие в открытых конкурсах (для этого необходимы опыт работы и удачного руководства проектами, определённый оборот, наличие оборудования и т.д.). Моё видение более далёкого будущего ещё более амбициозно – через некоторое количество лет я хочу принять со своей фирмой участие в строительстве одного международно известного объекта, где работать будет не только выгодно, но и престижно. Идея эта теплилась у меня давно, как несбыточная мечта. Но теперь, составив для себя план её достижения, я поверил в реальность этой мечты. И здесь очень важно продумать всё шаг за шагом, сформулировать промежуточные цели. Первым шагом для себя я избрал получение заказа определённой стоимости, что должно было принести мне оборотные средства. Далее планировал начать активную работу с потенциальными клиентами, круг которых наметил в бизнес-плане. Для работы с клиентами продумал соответствующую технологию, а также тщательно сформулировал, что именно я буду прелагать и почему потенциальным клиентам это будет выгодно. Такими темпами, через несколько лет я должен буду выполнить квалификационные условия для участия в конкурсах, что позволит мне выйти на следующий уровень. Тогда будут открыты двери к участию в международных проектах, хотя бы на уровне субподрядчика. А там и до заветной мечты рукой подать...

Составление плана действий осложнялось тем, что рынок, на котором я действую, сложный, нужна определённая профессиональная подготовка. К счастью, я смог опереться на собственный опыт и профессионализм в этой области, но основным критерием успеха явилась смелость как начать, так и ставить высокие цели.

Для тех, кто только начинает составлять свой план развития, посоветовал бы в первую очередь не бояться, быть смелее, увереннее в себе. Не надо пытаться скрывать свои достоинства и недостатки – работающий с вами профессионал и так их сразу определит. Надо быть адекватным, честным по отношению к себе, реально сказать, что умеешь и что не умеешь делать.

Что изменилось после того, как план развития был составлен? В первую очередь, проявился, скорректировался путь. Появились некотрое воодушевление и ясность, был как-бы дан моральный толчок к дальнейшим действиям. В общем, теперь я знаю куда и зачем я иду, верю в успех.

(К)

Когда мы первый раз встретились с Сергеем, я и предположить не мог, что у него есть такая интересная и амбициозная мечта. Для меня это стало началом целой череды открытий, в результате чего я понял, что интересные идеи есть абсолютно у каждого, только далеко не каждый отваживается высказать их вслух. Это и понятно, ведь всегда существует риск того, что окружающие не поймут, «засмеют» J И человек не был бы человеком, если бы таких страхов у него не было. Сергей, победивший свой страх высказать давнюю мечту, теперь не только не жалеет об этом, но и целенаправленно движется в сторону её реализации. И первое, что он советует другим, это смелость и решительность. И здесь я его целиком и полностью поддерживаю.