Серия 4: Производственный процесс
 

 
   

(К)

Предисловие

Прежде, чем приступить к новой теме, хотелось бы подвести промежуточные итоги. В предыдущие разы мы поговорили о бизнес-идее и целях, к достижению которых мы стремимся. По сути дела, это и есть наш бизнес-план в кратком изложении. Там описано что мы планируем делать, как делать, для кого, за какие деньги, что нам это даст и чем всё это в конечном итоге должно закончиться. Что теперь? Признаться, многие на этом и останавливаются, считая всё остальное «само собой разумеющимся». Останавливаются по двум причинам: во-первых, на этом этапе может показаться, что дальше «всё и так понятно». Чего, мол, толочь воду в ступе и изобретать велосипед... Во-вторых, сформулировать свои мысли и идеи может оказаться достаточно сложно. Проще понадеяться на авось, чем сесть и заставить себя сформулировать свою же мысль. Иными словами, зачастую причиной такой невнимательности к деталям является банальное нежелание напрягаться. Чем это грозит автору бизнес-плана – начинающему предпринимателю? Помните, благодаря чему знаменитый Эркюль Пуаро разгадывал самые сложные (да и не только) свои дела? Благодаря внимательности по отношению к деталям. Непродуманная деталь, «мелочь» - они могут сгубить даже самый гениальный план. Помню как-то доводилось видеть пример рекламной кампании одного американского производителя зубной пасты. Выходя на новый для них азиатский рынок, они использовали хорошо действующий визуальный ряд: улыбка, испорченная зубным налётом и прочими зубными напастями – чистка зубов зубной пастой конкретного производителя – как результат, сияющая улыбка голливудской звезды. Вряд ли многие таких картинок не видели... Ребята постарались на славу – всё перевели на арабский, выполнили очень качественно и в цвете, развесили на больших рекламных щитах... Забыли лишь одну маленькую деталь – вместо привычного для представителя западной цивилизации способа чтения слева направо, местные жители привыкли читать справа налево. Что в итоге? Человек с блестящей улыбкой чистит зубы пастой конкретного производителя, и получает в итоге полный букет зубных неприятностей...

Чтобы не попасть в аналогичную ситуацию, забудем на время такие фразы, как «все знают», и «и так понятно», и окажем деталям то внимание, которого они на деле заслуживают.

Теперь, непосредственно, про производственный процесс

Звучит жутко и непонятно – я знаю... Но на самом деле тут всё просто. В этой главе необходимо подробно описать ЧТО делать и КАК делать. То есть, если речь идёт, к примеру, о свечном заводике, то описать следует что будет производиться (свечи), как это будет производиться (ручной труд, инструменты и оборудование), из каких этапов состоит процесс производства этих самых свечей. Начать можно с того, как сырьё (воск, парафин, горящий элемент) приходит на свечной завод. Разгрузка, складирование, подготовка к производству, непосредственно производство и из чего оно состоит. Не помешают поясняющие схемы...

Возникает логичный вопрос: «А зачем?». Всё очень просто. Если, к примеру, необходимое сырье привозят на поддонах, то, чтобы его выгрузить, нужна соответствующая техника, нужны люди, которые будут выгружать. Если после выгрузки сырье временно складируется, то необходимо складское помещение. Если сырье, допустим, должно быть разогрето до определённой температуры, то необходимо соответствующее оборудование, источник энергии и/или тепла. Когда процесс производства целиком описан, то возникает ответ на вопрос, сколько в существующих условиях максимально возможно произвести, какое оборудование для этого потребуется, сколько человек там будет работать. На основании этих цифр можно будет предположить сколько денег необходимо для начала производства (первоначальная инвестиция, которая включает стоимость необходимого оборудования, ремонт помещений, расходы на наладку, изготовление пробных партий и т.д). Это же является основанием для расчёта себестоимости единицы продукции (например, одна свечка), то есть определения того, сколько придётся потратить всего денег на её производство. Отсюда же вычисляется точка безубыточночти, то есть то количество продукции (например, свечек), которое необходимо продать, чтобы общие доходы были равны общим расходам (соответсвенно, если удастся продать больше, то доходов будет больше, чем расходов, и наоборот). Как конкретно всё это рассчитывается мы поговорим позже, а пока необходимо как можно лучше продумать и описать производственный процесс.

В дополнение лишь скажу, что когда наш бизнес-план будет читать другой человек, то у него должна, среди прочего, возникнуть уверенность, что мы этот бизнес-план сможем воплотить в жизнь. Существенную роль в формировании такой уверенности играет описание производственного процесса – то есть того, как мы это будем делать. Ну и безусловно, к описанию этой части следует особенно тщательно подойти тем, кто планирует свою деятельность в новой для себя области.

«Но постойте – скажет особо внимательный читатель – производственный процесс подразумевает производство! А что делать, если я оказываю услуги. К примеру, у меня парикмахерская и ни о какои производстве там речи не идёт». Так что же делать с услугами? Да то же самое! Если кто-то считает, что в случае с парикмахерской нечего описывать, то он глубоко заблуждается. Начнём с того, что в парикмахерской могут работать наёмные работники на основании трудовых договоров, а могут работать предприниматели-частные лица на основании договора аренды. В первом случае, поиск новых клиентов, получение с них денег и выплата заработной платы – это, так сказать, «проблема» владельца салона. Во втором случае, владелец салона лишь сдаёт в аренду место, а мастер уже сам заботится о том, где взять клиентов. Помимо этого, мастера в салоне могут работать с «живой очередью», а могут с постоянными клиентами, салон может предоставлять скидки определённым группам клиентов, а может со всеми работать одинаково. В зависимости от ряда факторов, там может быть администратор, а может и не быть. Иными словами, вариантов достаточно много, а, исходя из этого, и расходы разные.

В следующий раз мы на реальных цифрах попробуем посчитать что планируемый бизнес может нам принести в денежном выражении. Обсудим, сколько наши товары/услуги могут стоить. А сейчас послушаем предпринимателя Сергея, как он видит производственный процесс на своём предприятии.

(П)

Описание производственного процесса проблем не составило. В этой области я работал долгое время, поэтому характер работы мне хорошо знаком. Итак, производственный процесс:

Производственному  процессу  предшествуют  ряд  организационных  мероприятий, таких  как :

Реклама  услуг;
Участие  в  конкурсе ( ценовое  предложение );
Заключение  договора;
Разрешение  на  земляные  работы;
Допуск к работе;
Получение разрешения на производство работ у хозяина территории или объекта.
В финансовом плане, необходимо получить предоплату от заказчика в размере 30 – 50% для закупки материалов и оборудования. В зависимости от желания клиента, поставки могут быть из разных источников. Есть несколько вариантов:  1. Клиент сам предоставляет или указывает где купить тот или иной товар.  2. Клиент предоставляет возможность моей фирме, самой решить этот вопрос. После закупки, материал может доставляться на объект двумя способами: фирма-продавец привозит  сама  материал  или моя компания доставляет его своими силами и средствами. В этом случае как раз и необходимо специальное оборудование. Следующий этап, это  установка электрооборудования и укладка кабеля либо в траншею, либо по конструкциям. Естественно, перед монтажём электрооборудования должна быть проведена подготовка рабочего места т.е. прокопана траншея, подготовлены конструкции для прокладки кабеля, подготовлены места для установки эл.оборудования. Проведя все эти работы, далее идет подключение кабелей к эл.оборудованию. Для подготовки кабеля и подключения его, небходим специальный монтажный инструмент, это инструмент для резки и разделки кабеля, для установки термоусаживающих муфт, для опрессовки кабельных наконечников, для  подключения кабеля к эл.оборудованию. Перед закопкой кабельной траншеи, надо сделать геодезическую съёмку траншеи. Следующей фазой будет проверка проведённых работ и электрические измерения (тестирование установленнаго эл.оборудования). Во время проведения работ необходимо готовить приёмо-сдаточную документацию для сдачи объекта в эксплуатацию, которые предоставляются в центр электроконтроля. Затем, заказчиком и исполнителем заказа подписывается акт о проделанной работе, после чего выписывается счёт за выполненную работу.

(К)

Как мы видим на этом примере, исходя из описания производственного процесса, определён список необходимого для деятельности фирмы оборудования. Не хватает, разве что, общего вывода о том, какое количество людей может быть задействовано в этом процессе. С другой стороны, когда мы имеем дело с оказанием услуг, то определить количество необходимых работников можно лишь тогда, когда будет ясно какой объём услуг у нас готовы купить. В отличие от производственного предприятия, где определяющими являются производственные мощности.