Серия 5: Расходы
И вот, наконец, мы можем поговорить и о цифрах...
В прошлый раз была сделана очень важная работа – нарисована общая схема нашей деятельности. Как мы тогда говорили, это является основой для расчёта:
а) суммы первоначальной инвестиции;
б) себестоимости;
в) точки безубыточности.
Теперь пришло время всё это посчитать.
Начнём с первоначальной инвестиции, так как это самое простое из приведённого выше списка.
Первоначальная инвестиция
Что такое первоначальная инвестиция? Предположим, мы решили открыть магазин детских игрушек. Предположим, что для этого придётся купить здание, отремонтировать его, приобрести стенды, прилавки, получить необходимые разрешения, известить общественность о скором открытии магазина. Иными словами, сделать так, чтобы магазин мог открыть двери и начать работать. Сумма расходов, которые для этого потребуются, и будет первоначальной инвестицией.
Как определить, что конкретно необходимо? Ведь, к примеру, в парикмахерскую можно купить три кресла, а можно пять. Или вовсе десять... Чтобы не мучаться подобными сомнениями, обратимся к тому, что мы определили для себя в прошлый раз, то есть вернёмся к описанию производственного процесса – там ответ на все вопросы.
Возьмём для примера предпринимателя Сергея. Для того, чтобы начать оказывать описанные в прошлый раз услуги, он определил, что ему, в дополнение к имеющемуся, потребуется следующее оборудование:
Прицепное устройство для кабеля Tiki-Treiler хххх ЕЕК
Прибор EUROTEST хххх ЕЕК
Тестер хххх ЕЕК
Ножной насос хххх ЕЕК
Пресс 10-120mm. хххх ЕЕК
Пресс 0,5-16mm. хххх ЕЕК
устройство для резки кабля 100mm хххх ЕЕК
устройство для резки кабля 38mm хххх ЕЕК
Дрель хххх ЕЕК
Сварочный аппарат хххх ЕЕК
Генератор хххх ЕЕК
Электрофен хххх ЕЕК
.... хххх ЕЕК
ИТОГО: 219 717 ЕЕК
Таким образом, для начала полноценной деятельности Сергею потребуется почти 220 тысяч крон. Его работа не предусматривает обязательное наличие своего офиса (на первых порах), так что на этом удалось сэкономить J
Что дальше? Амортизация.
Мы можем предположить, что любое оборудование, либо здание, в ходе эксплуатации теряет свою стоимость. То есть, к примеру, новая неиспользованная пила в заводской упаковке по определению стоит больше, чем пила, которой, скажем, целый год активно пользовались. В свою очередь годовалая пила стоит дороже, чем трёхлетняя, и так далее. Новое офисное помещение будет стоить дороже, чем эксплуатирующееся несколько лет без дополнительного ремонта. Иными словами, в процессе эксплуатации стоимость имущества падает. То, насколько эта стоимость уменьшается, называется амортизацией. Как правило, она выражается в процентах и для простоты берётся «приблизительно». Почему приблизительно? Прежде всего потому, что чтобы точно оценить амортизацию, к примеру, станка, необходимо каждый раз заказывать соответствующий акт оценки. Обычно это дорого и неэффективно, поэтому берётся некий усреднённый процент (например, стоимость падает на 10% каждый год).
Нужно ли нам рассчитывать амортизацию? Правильный ответ: нужно! Почему? Представим, что мы купили за 500 крон минипечку для приготовления горячих бутербродов на продажу. Допустим, за день мы сделали 50 бутербродов, на которые потратили 150 крон, а выручили за них 250 крон. Допустим, 50 крон мы платим тому, кто эти бутерброды делал. Сколько мы заработали? 250 – 150 – 50 = 50 (крон). Так? Не совсем... Допустим, больше мы бутерброды делать не хотим и решаем продать печку. И тут вдруг узнаём, что бывшую в употреблении печку за 500 крон никто покупать не хочет (а зачем, ведь за эти деньги новая продаётся). За 500 не купят, а вот за 450 готовы. И тогда получается, что мы заработали 50 крон на бутербродах, но потеряли 50 крон на падении стоимости печки, и в итоге остались с одним только опытом (то есть, без прибыли). Вот такая она хитрая вешь, амортизация...
Таким образом, в случае с любым имуществом, используемым для предпринимательской деятельности, необходимо определить срок его использования. Допустим, мы покупаем станок и производственное здание. Станок, как мы предполагаем, может работать 5 лет, после чего его можно будет продать за полцены и купить новый, а здание можно использовать 20 лет, после чего будет дешевле поменять его на другое. Таким образом, стоимость станка будет, по нашим расчётам, падать на 10% в год от его первоначальной стоимости ( (100% - 50%)/5 ), а стоимость здания будет уменьшаться на 5% в год ( 100%/20 ). Здесь мы не рассматриваем возможное изменение цен на недвижимость, так как они не являются следствием нашей экономической деятельности. Если сложить отдельные цифры падения стоимости имущества, то мы получим общую сумму амортизационных отчислений. К примеру, у Сергея эта сумма составила 38000 крон в год, то есть фактически увеличение ежемесячных расходов на 3166 крон.
Подводя промежуточный итог, путём нехитрых вычислений мы получили необходимую сумму первоначальных ивестиций и сумму амортизационных отчислений.
Пришло время себестоимости...
Себестоимость
Большой бухгалтерский словарь под ред. А.Н. Азрилияна.-М., 1999, гласит:
«Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия, организации на производство и реализацию продукции (работ, услуг)».
«Включает материальные затраты, амортизацию основных средств, заработную плату основного и вспомогательного персонала, дополнительные (накладные) расходы, непосредственно обусловленные производством и реализацией данного вида и объема продукции.
В числе прочих затрат в состав себестоимости включаются:
- налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды;
- платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;
- платежи по обязательному страхованию имущества предприятия;
- вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения;
- платежи по кредитам в пределах ставок, установленных законодательством;
- оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, плата за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов».
Если подвести итог вышесказанному, то себестоимость – это сумма всех затрат на производство всей продукции. Обычно под себестоимостью подразумевают себестоимость на единицу продукции...
Конкретный пример: ежемесячные расходы массажного салона составляют:
- аренда и коммунальные платежи 10 000 крон,
- зарплаты 50 000 крон,
- реклама 5 000 крон,
- различные разрешения, лицензии и прочее 500 крон (6 000 крон в год),
- другие расходы 5 000 крон,
ВСЕГО: 70 500 крон.
Допустим, за этот период сделано 700 массажей, значит себестоимость одного массажа будет 100 крон и 71 сент.
Для руководителя салона это означает, что каждый массаж должен был стоить не менее 101 кроны, потому как в противном случае предприятие будет работать себе в убыток.
Но как правило, себестоимость рассчитывают всё-таки иным способом. Если вкратце, то себестоимость на единицу продукции равна сумме переменных расходов (на единицу) плюс сумма постоянных расходов, делённая на количество продукции.
Что такое переменные и постоянные расходы?
Постоянными называют такие расходы, которые не зависят от того, сколько товаров или услуг было произведено. То есть, если мы имеем дело со свечным заводиком, где на постоянную работу оформлены 2 человека, то даже если завод ничего не будет производить, необходимо платить людям зарплату, оплачивать аренду, оборудование будет терять часть своей стоимости (время то идёт!)... Это и есть постоянные расходы.
Переменными называют такие расходы, которые напрямую зависят от количества произведённых товаров или услуг. На том же свечном заводике расход воска, к примеру, зависит от того, сколько свечек будет изготовлено.
Сложность возникает в том, что, к примеру, расходы на заработную плату могут быть как переменными, так и постоянными расходами. Если человек оформлен на основе постоянного договора и в дополнение к основной заработной плате получает сдельную, тогда основная заработная плата идёт в постоянные расходы, а сдельная часть идёт в переменные расходы. Или, к примеру, электроэнергия. То электричество, которое необходимо для общих помещений, систем сигнализации, офиса и пр., может идти в постоянные расходы, а та часть, которая необходима для работы станка – в переменные (если станок включают только на время производства). Вариантов здесь много, универсальной «формулы счастья» нет, поэтому руководствоваться надо прежде всего здравой логикой.
А вот как проблему постоянных и переменных расходов решил Сергей:
ПОСТОЯННЫЕ РАСХОДЫ крон/месяц
1. Содержание пост. штата 35 200
2. Социальный налог 33,5% 11 792
3. Амортизацонные отчисления 3 167
4. Аренда помещений (гараж) 300
5. Стоянка автомобильная 350
6. Содержание гаражей (3 шт.) 250
7. Стррахование имущества 1 000
ИТОГО: 52 059
ПЕРЕМЕННЫЕ РАСХОДЫ крон/час
1. Зар.плата временных работников. хххх
2. Доп. зар. плата постоянных хххх
работников
3. Социальный налог 33,5 % хххх
4. Транспортные расходы хххх
5. Расходы на IT и связь хххх
6. Другие расходы хххх
ИТОГО: ХХХХ
Переменные расходы Сергей приводит к часу работы, так как на основании часа работы он расплачивается с работниками и обсуждает стоимость проектов.
Предположим, сумма переменных расходов на 1 час получилась 80 крон (это не совсем соответствует истине, но для примера подойдёт).
Теперь попробуем рассчитать себестоимость. Для этого, к сумме переменных расходов прибавляем сумму постоянных расходов, поделённую на количество продукции (в случае Сергея – часов работы). Чего не хватает? Не хватает количества продукции. В зависимости от того, каким оно будет, будет меняться и себестоимость. Как здесь поступить?
Самый простой и разумный способ – это вернуться к описанию нашего производственного процесса и посмотреть, сколько мы реально можем произвести. К примеру, у Сергея расчётное количество часов составило 1000 в месяц. Таким образом, себестоимость одного часа составит:
80 крон/час + 52059 крон/1000 часов = 132,06 крон/час.
Таким образом, если Сергей выполняет план по количеству часов, то продавать один час работы он должен не менее, чем за 132,06 крон. Если предположить, что реальное количество проданных часов работы будет другим, то получается следующая картина:
Количество проданных часов работы
Себестоимость часа работы
500
184,12
550
174,65
600
166,77
650
160,09
700
154,37
750
149,41
800
145,07
850
141,25
900
137,84
950
134,80
1000
132,06
1050
129,58
1100
127,33
1150
125,27
1200
123,38
1250
121,65
Эти цифры нам пригодятся позже, когда будем смотреть прогнозы продаж.
Ну а теперь, точка безубыточности...
Точка безубыточности
Что это за зверь?
Точка безубыточности – это такое количество продукции, которое необходимо продать, чтобы доходы были равны расходам. То есть продашь меньше – получишь убыток, продашь больше – прибыль.
Логика точки безубыточности такова: допустим, мы продаём бутерброды. Переменные расходы в стоимости бутерброда составляют 3 кроны, продаём мы их по 5 крон. Постоянные расходы составляют, скажем, 20 крон. Точка безубыточности – это такое количество бутербродов, которое необходимо продать, чтобы покрыть постоянные расходы (прибыль равна нулю). Наценка на одном бутерброде у нас равна 5 – 3 = 2 (кроны). Значит, чтобы покрыть постоянные расходы (20 крон), нам необходимо продать 20 / 2 = 10 (штук). То есть, точка безубыточности равна 10 штук, или 10 штук х 5 крон/штука = 50 крон. Иными словами, если мы продаём бутербродов на 50 крон, то убытка уже не будет.
При расчёте точки безубыточности возникает проблема с тем, по какой цене может продаваться товар. Если цена фиксированная (в предыдущем примере 5 крон за бутерброд), то и точка безубыточности при прочих равных условиях не меняется. Если, к примеру, цена упадёт до 4 крон, то наценка будет равна 1 кроне и бутербродов необходимо будет продать минимум 20 штук на сумму 20 х 4 = 80 крон. Если же цена наоборот вырастет, к примеру, до 7 крон, то точка безубыточности будет равна 5 штукам на сумму 35 крон.
В случае с Сергеем, точку безубыточности мы, по сути дела, уже нашли. Находится она в той таблице, где показана зависимость себестоимости часа работы от количества проданных часов. При стоимости часа работы, к примеру, 160,09 крон, необходимо продать 650 часов на общую сумму 650 х 160,09 = 104058,5 крон. При стоимости часа 184,12 кроны, их необходимо продать всего 500.
Выводы
В рассмотренных выше примерах нам удалось найти сумму первоначальной инвестиции, себестоимость и точку безубыточности. Что это нам дало?
Во-первых, стало понятно сколько необходимо иметь денег для начала бизнеса. Когда есть конкретная цифра, необходимая для покупки конкретных вещей, то найти её гораздо проще, чем просто «много денег чтобы бизнес делать». Когда речь заходит о конкретных суммах, ещё и достаточно точных, то доверия к нему всегда больше.
Во-вторых, у нас появилось представление, по какой цене мы сможем и по какой не сможем продавать свои товары/услуги. Если цена на рынке равна 5 крон, а наша себестоимость 4 кроны, то нам такой бизнес интересен (можно заработать). Если же себестоимость (4 кроны) получается выше, чем реальная цена на рынке (допустим, 3 кроны), то стоит ли за такое дело браться?
И в-третьих, когда мы сможем предположить какое количество нашей продукции готовы купить наши клиенты, то, сравнив это с точкой безубыточности, опять-таки сможем решить, стоит нам за этот бизнес браться или нет. То есть, если прогноз продаж составит 100 штук, а точка безубыточности равна 110 штук, то такой проект нам не интересен. Но об этом в другой раз...
Лучше потерпеть неудачу на бумаге и бесплатно, чем в реальной жизни и за реальные деньги