Серия 9: Финансовые прогнозы
 

 
   

Знаете, что, применительно к составлению бизнес-плана, означает фраза: «Пора переходить от слов к делу»? Это означает, что пришло время окунуться в мир цифр, финансовых прогнозов и прочих непонятных нормальному начинающему предпринимателю «ужасов».

До этого момента мы много времени потратили на описание нашей идеи, обоснование её жизнеспособности, планы на будущее и так далее. Теперь пришло время всё вышеизложенное переложить на язык цифр. Нам предстоит составить финансовые прогнозы, которые будут состоять из прогнозов продаж, кассовых потоков, отчёта о прибыли и баланса. Звучит страшно и непонятно, значит надо разобраться. Разобраться в том, что же это за звери такие, прогнозы... Итак...

1)      Прогноз продаж. Под этим милым названием скрывается основополагающий, с точки зрения финансовых прогнозов, документ. Примитивно выражаясь, это таблица, где указано сколько за определённый период времени планируется продать товаров или услуг. Например, в сентябре планируем продать 100, в ноябре 200, а в декабре и вовсе 300 единиц какой-нибудь полезной продукции. Помимо количества проданных единиц, указываем и стоимость одной единицы, а также произведение одного на другое. Если услуг/товаров несколько, то расписываем прогнозы по каждой позиции. Например, ячменной муки продаём столько, столько и столько, а вот банок с огурцами всего столько и столько. При составлении такого прогноза важно учитывать: а) наши производственные мощности; б) возможный спрос; в) влияние сезонности. Все эти вещи нами уже продуманы в предыдущих главах, важно лишь, чтобы написанное в бизнес-плане соответствовало указанному в прогнозах и наоборот. Это касается всех составляющих финансовых прогнозов... В итоге мы получаем список того, на какую сумму мы планируем продать своих товаров за определённый период;

2)      Прогноз кассовых потоков – это такой список, где мы на каждый период (месяц, год и т.д.) записываем свои доходы и расходы. Например, берём первый период (скажем, август этого года) и записываем, сколько мы планируем получить денег от продажи наших товаров/услуг, сколько планируем получить пособий, кредитов, иных доходов, подбиваем сумму всех поступлений. Потом смотрим расходы: материал, аренда, рабочая сила, интрессы, другие расходы. Инвестиции, наконец... Подбиваем сумму расходов. Здесь важно, чтобы к каждому периоду относились те доходы и расходы, которые будут реально получены или выплачены в этом месяце. Например, мы покупаем для своего клиента в конце августа необходимые материалы. Платим за эти материалы сразу (в конце августа) и немедленно выставляем счёт за материалы клиенту. Допустим, что срок оплаты счета наступает в сентябре. Значит, оплату за материалы мы записываем в расходы августа, а поступление денег записываем на сентябрь. Что это нам даёт? Прогноз кассовых потоков позволяет нам подвести итог доходов/расходов каждого периода и определить, сколько реально денег у нас будет оставаться. Может оказаться так, что, согласно предварительных расчётам, в определённый период реальный остаток денежных средств будет отрицательным. То есть, нам необходимо будет что-то оплатить, а денег для этого не будет. В таком случае следует уже заранее позаботиться о том, чтобы где-нибудь необходимые средства занять, либо договориться с теми, кто нам должны (дебиторы) о скорейшей оплате счетов, либо же договориться с теми, кому мы должны (кредиторы) о возможной отсрочке оплаты их счетов. Вариантов может быть много, но важно заранее знать к чему готовиться;

3)      Прогноз отчёта о прибыли – это расчёт того, насколько общая сумма наших доходов превышает общую сумму наших расходов, то есть какую прибыль мы получим. Кстати, инвестиции здесь напрямую не учитываются... Если прогноз кассовых потоков показывает сколько реально денег у нас будет в тот или иной момент времени, вне зависимости от источника этих денег (прибыль, кредит, другие средства), то прогноз отчёта о прибыли показывает лишь нашу расчётную прибыль, то есть результат нашей деятельности. На деле может оказаться, что прибыль у предприятия есть, а денег в кассе нет. Так что при всей внешней схожести, эти прогнозы – вещи разные, не одно и то же. Возьмём тот же самый пример, что был при описании прогноза кассовых потоков. В конце августа покупаются материалы, сразу оплачиваются и сразу же выставляется счёт, который реально оплачиватся клиентом уже в сентябре. С точки зрения отчёта о прибыли, вне зависимости от времени поступления денег, расходы и доходы относятся к тому периоду, когда были выставлены соответствующие счета. То есть, в нашем конкретном случае доход, как и расход, записываем на сентябрь. Помимо указанного выше, в обоих отчётах могут быть разные суммы поступления денежных средств по одному и тому же счёту. В прогнозе кассовых потоков мы рассчитываем поступления всей суммы, указанной на счёте, включая и налог с оборота (нам ведь будут оплачивать полную сумму!), а вот в прогнозе отчёта о прибыли суммы налогов не учитываются. Когда прогноз отчёта о прибыли будет готов, мы сможем дать чёткий ответ сколько и в какой период мы планируем заработать;

4)      Прогноз баланса. Баланс – это вообще замечательная штука. Он состоит из двух частей: имущество, и источники образования этого имущества. Проще выражаясь: то, что у предприятия есть, и то, откуда взяли для этого деньги. То, что у предприятия есть, описано в части «Активы». То, откуда эти деньги появились, описано в части «Пассивы». «Активы» всегда равны «Пассивам». Если максимально эту схему упростить, то, если у предприятия что-то появляется (какое-нибудь имущество), то в «Активы» записывается само это имущество, а в «Пассивы» то, откуда взялись деньги для его приобретения. Например, делается денежный взнос в счёт уставного капитала фирмы. Значит, у фирмы появляется имущество (деньги), которое записывается в «Активы», а в «Пассивы» записывается источник этого имущества – уставной капитал. Если покупается станок и с этой целью берётся кредит, то в «Активах» появится станок, а в «Пассивах» то, за счёт этот станок приобрели, то есть кредит. Если предприятие решило отдать кредит, то из «Активов» списывается соответствующая сумма, и в то же время уменьшается сумма кредита в «Пассивах». Как ни крути, а «Активы» всегда остаются равными «Пассивам». Может случиться так, что изменения происходят только в одной части баланса, в «Активах» или «Пассивах». Это возможно тогда, когда идёт замена одних активов на другие, либо одних пассивов на другие. Рассмотрим пример с активами. Допустим, у предприятия есть некая сумма в «Активах». Предприятие решает за счёт этой суммы, что-то приобрести, то есть меняет один актив на другой. Общая сумма активов от этого не меняется (количество денег уменьшается, но на ту же сумму увеличивается, к примеру, стоимость имеющегося оборудования). В таком случае не происходит никаких изменений в «Пассивах». Если предприятие продаёт какое-то имущество, то, опять-таки, происходит замена одного актива другим, «Пассивы» напрямую не меняются. Аналогичные вещи могут происходить и в «Пассивах». Благодаря балансу всегда можно иметь картину того, что у предприятия есть, и откуда всё это взялось.

Представленных здесь данных, естественно, недостаточно, чтобы никогда не сталкивавшийся с финансовыми прогнозами человек стал вдруг их самостоятельно составлять. Для этого, как говорил кузнец из фильма «Формула любви», «помощник нужен – homo sapiens». Вот таким помощником и могут стать самогенерирующиеся отчёты (на эстонском языке, но с русскими комментариями-переводом): http://www.eas.ee/vfs/2623/FinProgDetl_rus.xls

Эти таблицы требуют от заполняющего ответов на достаточно простые и конкретные вопросы. Когда все ответы даны, на соответствующих закладках можно найти прогнозы отчёта о прибыли и баланса. Меняя различные исходные данные, можно оценить, что меняется в самогенерирующихся отчётах. Как именно это меняется – на этот вопрос сможет ответить бухгалтер. Для предпринимателя же важно понимать, зачем такие отчёты нужны, какую информацию он оттуда сможет получить, и как, к примеру, изменится баланс и отчёт о прибыли, если он приобретёт в тот или иной период то или иное имущество. Также отчёты покажут, достаточно ли у него для этого средств.

При заполнении этих форм следует помнить о том, что указываемые там данные должны полностью соответствовать тому, что написано у предпринимателя в бизнес-плане, и наоборот. В прогнозах обязательно следует отразить планируемые новые виды деятельности предприятия, инвестиции, новые продукты и прочее. Если же прогнозы показывают, что для осуществления задуманного средств не хватает, то это означает, что пришло время что-то в бизнес-плане менять. Возможно, необходимо поискать дополнительные источники финансирования (собственные средства, кредиты, пособия и пр). Другой вариант – попытаться минимизировать расходы (заменить аренду покупкой или наоборот, урезать персонал, другие расходы). Если и это не помогает, возможно лучше и вовсе отказаться от каких-то планов. Все изменения, помимо самих финансовых прогнозов, необходимо отразить и в бизнес-плане. То есть, в конечном итоге, прогнозы должны подтверждать текст бизнес-плана, а текст должен описывать цифры. Иными словами, начинается кропотливая работа по приведению одного в соответствие с другим...

Никто не говорит, что это очень легко. Придётся, конечно, посидеть, вникнуть. Но ничего заоблачно сложного здесь тоже нет, а удовлетворение от того, что вы сделали это сами, будет поистине огромным. Впрочем, как и польза от этого...

А в следующий раз мы попробуем подвести итоги написания бизнес-плана. Не знаю кому как, а мне уже сейчас интересно знать, чем дело кончится...