Серия 8: Оценка рисков
 

 
   

В этот раз мы поговорим о рисках, их оценке и о том, как себя от этих рисков защитить.

Зачем вообще необходимо говорить о рисках? И что такое риск? При написании бизнес-плана, мы занимаемся прогнозированием, пытаемся в какой-то степени предсказать будущее и повлиять на него. Иными словами, мы строим прогнозы. Любой прогноз может сбыться, может сбыться частично, а может не сбыться вовсе. Причём не сбыться могут даже самые профессионально исполненные прогнозы. Это значит, что в случае любого прогноза есть определённая вероятность того, что всё пойдёт не так, как запланировано. Вот это мы и будем считать риском.

Существующие риски необходимо знать для того, чтобы в случае неблагоприятного развития событий всегда был запасной план действий. Вот, к примеру, Василий торопится на очень важную встречу. Допустим, едет он туда на автобусе, и подходит к остановке как и запланировал: за три минуты до ожидаемого подхода автобуса. Подходит, и что он видит? Автобус отходит от остановки и увозит других счастливых пассажиров на важные для них встречи. Что делать Василию? Рассмотрим два варианта: 1) Василий не предполагал, что автобус может приехать раньше; 2) Василий уже ничему в этом мире не удивляется, поэтому опоздание на автобус не стало для него неожиданностью.

Итак, вариант первый. Попав в такую ситуацию, неподготовленный к ней человек первым делом начинает вспоминать родственников автобуса, автобусного парка, самокритичные личности приходят к выводу, что можно было бы подойти и пораньше, а люди с обострённым чувством справедливости решают, что именно сейчас настал наилучший момент для того, чтобы найти-таки в этой жизни справедливость. Далее, в зависимости от силы самообладания, Василий может либо начать паниковать, либо же искать альтернативные способы добраться до места как можно скорее и с минимальными потерями. Возможные альтернативы – это попытаться перенести начало встречи (что не всегда возможно), воспользоваться услугами автобуса другого маршрута (если такая возможность имеется), поехать на такси (если есть с собой телефон, номер таксомоторной службы и деньги), попытаться доехать на попутке (насколько местный менталитет это позволяет)... Может случиться так, что мимо будет проезжать такси, но Василий не сможет на нём поехать, так как не взял с собой достаточно денег. Либо же будет возможность поехать на другом автобусе, но Василий не будет точно знать куда тот едет и как дальше добираться до необходимого пункта. Иными словами, варианты возможных действий у Василия, вероятнее всего, появятся, но не факт, что он сможет этими вариантами воспользоваться.

Вариант второй. Предположим, Василий допускал мысль о том, что он может опоздать на автобус. У человека, который допускает такую мысль, волей-неволей должен появиться вопрос, «а что тогда делать?». Если человек задумывается над этим вопросом, то так или иначе начинает проигрывать в голове возможные варианты действий. Как следствие, такой человек постарается прибыть на остановку ещё раньше, возьмёт с собой, на всякий случай, побольше денег, и при необходимости, посмотрит карту маршрутов движения общественного транспорта. Таким образом, Василий вероятно не опоздает на автобус, а если уж и опоздает, то точно будет знать, что ему необходимо делать.

Также и любой другой человек, который просчитывает возможные риски, будет совершать меньше ошибок, чем человек их не просчитывающий, а если и попадёт в сложную ситуацию, то с меньшими потерями из неё выберется.

На этом вступительную часть можно считать завершённой J

На какие риски предпринимателю следует обратить внимание? По большому счёту, все возможные риски делятся на три основные категории: 1) риск того, что предприятие не справится с заказами (не сможет произвести, либо оказать услуги), 2) риск того, что предприятие не сможет продать свою продукцию (товары или услуги), и 3) риск того, что предприятие не найдёт/получит денег, необходимых для начала/развития бизнеса.

Что может помешать предприятию производить товары или оказывать услуги? Приведём лишь некоторые возможные препятствия:

1)      негде (помещения, земля, арендная площадь и т.д.);

2)      не на чем (инструменты, оборудование и пр.);

3)      некому (квалифицированные работники);

4)      не ясно как (технология, практические знания и опыт);

5)      нельзя (разрешения, лицензии, сертификаты);

6)      не получается (вроде всё необходимое есть, а качественно сделать не удаётся);

7)      ...и так далее.

Просчитывая для себя возможные риски, следут исходить не из того, какие из предложенных «мне могут подойти», а скорее из того, какие из предложенных «мне не грозят». К примеру, если парикмахерскую открывает коллектив парикмахеров со стажем, то, вероятнее всего, предприятию хотя бы на первых порах не грозит нехватка квалифицированной рабочей силы. Также можно преположить, что не должно возникнуть проблем с качеством. А вот остальные возможные риски сами собой не снимаются. Необходимо убедиться, что будет подходящее помещение, удастся найти необходимые инструменты, будут необходимые разрешения, согласования и пр.

Когда намечены возможные производственные риски, необходимо определить для себя, что может помешать реализации продукции. А это может быть:

1)      клиенты не захотят покупать по такой цене;

2)      не захотят покупать в таком количестве;

3)      не захотят в принципе покупать такие вещи;

4)      конкуренты предложат клиентам более выгодные условия;

5)      изменятся условия продажи предлагаемой продукции (новые правила, требования контролирующих органов и т.д.);

6)      конкурентов станет так много, что никому на жизнь не хватит;

7)      ...и так далее.

Иными словами, если в маркетинговом плане мы определяли как и сколько клиентов мы планируем найти, то сейчас необходимо подумать о том, что будет, если наши планы не претворятся в жизнь.

Помимо указанных выше рисков, необходимо подумать о рисках финансовых: риск того, что не удастся найти необходимых инвесторов, и риск того, что не удастся получить деньги за проданную продукцию.

Инвесторы – это люди, готовые дать нашему предприятию денег в долг. Инвесторы могут потребоваться для финансирования первоначальной инвестиции (напрмер, покупка необходимого станка, либо ремонт помещений), для финансирования крупных проектов во время деятельности предприятия (например, замена старого оборудования, строительство новых производственных помещений), либо для покрытия временного дефицита оборотного капитала (если, к примеру, текущие расходы временно превышают текущие доходы).

В качестве инвестора могут выступать: собственники предприятия, любые частные лица, банки, другие предприятия.

Когда список возможных рисков готов, необходимо оценить вероятность реализации каждого из них. Делается это для того, чтобы из всех рисков выбрать наиболее вероятные и опасные для предприятия. Когда эта работа сделана, то необходимо по каждому риску определить, что возможно сделать, чтобы конкретного риска избежать. При необходимости, необходимо продумать запасной сценарий, который помог бы действовать в случае реализации риска.

Ну и самое главное – анализ рисков даёт возможность по-новому посмотреть на уже написанные нами части бизнес-плана. Если оказывается, что какой-то риск, либо сумма рисков, слишком высоки, то разумно было бы посмотреть, достаточно ли хорошо мы продумали наш бизнес-план. Возможно, пришло время внести какие-то изменнеия ещё до того, как соответствующие коррективы внесёт сама жизнь.

Аналогичные анализ рисков проводил и предприниматель Сергей. Из целого ряда рисков, как наиболее существенные для себя он определил следующие:

Производственные риски:

1)      Текучесть кадров – в связи с большим спросом на работников необходимой Сергею специальности, возможен уход ряда работников в другие компании, что неизбежно приведёт к необходимости поиска новых. Для уменьшения негативного влияния этого риска, Сергей планирует не соревноваться с другими фирмами по заработной плате (тем более, что для начинающего предприятия это будет довольно сложно), а предложить работникам работу в психологически комфортном, привлекательном коллективе. Сергей делает упор на предоставляемую любым начинающим предприятием возможность быстрого карьерного роста для работников вместе с ростом предприятия. Также отмечается, что создание психологически привлекательного коллектива – это не красивый лозунг, а способ удержаться на плаву;

2)      Быстрый рост заработной платы – если работники видят в этом только позитивные стороны, то для работодателя, каким является Сергей, это означает большую головную боль, так как необходимо найти те деньги, которые можно будет заплатить работникам. Для уменьшения негативного влияния этого риска, Сергей планирует применять по возможности наиболее эффективные технологии и оборудование, чтобы маскимально увеличивать производительность работников. Это даст возможность с теми же затратами производить и продавать больше услуг, и, как следствие, появятся деньги для поддержания заработной платы на достойном уровне. Как мы видим, увеличение производительности – это также не лозунг, а необходимое условие для того, чтобы обеспечить людям нормальную заработную плату без ущерба для предприятия;

3)      Поломка оборудования – любое работающее оборудование рано или поздно выходит из строя. При бережном использовании и надлежащем обслуживании срок жизни оборудования продлевается. Таким образом, для увеличения срока жизни используемого оборудования и во имя избежания преждевременных поломок, планируется проводить плановое обслуживание и своевременный ремонт инвентаря и оборудования. Не секрет, что на некоторых предприятиях царит такой подход, что пока оборудование хоть как-то работает, денег на него лучше не тратить. Как следствие, оборудование зачастую полностью выходит из строя, хотя, при надлежащем ремонте, оно могло бы работать дольше и с меньшими потерями;

4)      Кражи – хотим мы того, или не хотим, но мы живём в мире, где происходят и такие вещи. Игнорирование этого факта приводит, зачастую, к весьма неожиданным и неприятным последствиям. Как защиту от этого риска, Сергей планирует организовать охрану имущества, где возможно – его страхование. Ключевым элементом системы предотвращения краж является принцип, согласно которому в любой момент времени существует конкретный работник, отвечающий за конкретный инвентарь или оборудование.

Из маркетинговых рисков наиболее существенными для Сергея являются:

1)      Ужесточение конкуренции – чем больше конкурентов, тем сложнее зарабатывать деньги, необходимые для того, чтобы оставаться на плаву. Для уменьшения негативного влияния этого риска Сергей планирует особое внимание уделять работе с клиентами. Несмотря на существующий сейчас на рынке почти ажиотажный спрос, планируется делать максимум возможного для поддержания доверительных отношений с клиентами. При ужесточении конкуренции сложнее всего будет выжить тем, кто не смог найти правильный подход к клиентам;

2)      Снижение цен на рынке – как следствие ужесточения конкуренции, либо в случае, когда уменьшается спрос, неизбежно падение цен на услуги. В этих условиях выживают те, кому удаётся держать расходы на более низком уровне. Одной из возможностей для сокращения расходов является организация более гибкого производства, когда оборудование и людей возможно применять в разных видах деятельности;

3)      Сезонность – риск, связанные с тем, что в определённое время года услуг покупается больше, чем в остальное. В то же время ряд расходов остаётся постоянным всегда. Для уменьшения этого риска Сергей планирует по сути те же меры, что и в случае с предыдущим риском. Сергей планирует выходить в смежные области, помимо электроработ пробовать развивать и другие области деятельности. Это даст ему возможность при падении спроса на электроработы задействовать людей в других областях, и наоборот. Ещё одной возможностью снизить риск сезонности является разумная политика в области персонала. На постоянную работу люди берутся лишь тогда, когда есть гарантия их постоянной занятости.

Из финансовых рисков Сергей отметил:

1)      Риск неплатежа со стороны клиента – риск того, что клиент не заплатит за оказанные услуги либо по причине своего банкротства, либо по злому умыслу. Для защиты от этого риска Сергей работает по частичной предоплате. С постоянными клиентами появляется возможность работы в кредит (счёт выставляется и оплачивается после проведения работ);

2)      Проблема с ликвидностью – при работе с постоянными клиентами, когда счёт выставляется после осуществления работ, может сложиться такая ситуация, когда деньги за работу ещё не поступили, а свои расходы уже необходимо оплачивать (например, заработная плата работникам). В такой ситуации возникает проблема нехватки денег для оплаты текущих расходов, что может в итоге привести к печальным последствиям. Для защиты от этого риска Сергей планирует, где это возможно, сокращать сроки оплаты для клиентов (а возможно это не всегда), а при необходимости использовать промежуточное финансирование в банке (факторинг), когда ему даётся кредит под выставленные им счета. Это, в свою очередь, означает необходимость выполнения определённых требований при выполнении работ (наличие подписанного сторонами акта приёма-сдачи), а также влечёт за собой дополнительные расходы (стоимость факторинга).

На основании такого анализа рисков, Сергей сделал для себя вывод, что в бизнес-план необходимо добавить проекты в других областях (не обязательно связанных с электроработами), необходимо подкорректировать видение предприятия. Помимо этого, анализ рисков выявил некоторые дополнительные расходы, о которых раньше речи не шло (охрана, страхование, дополнительные инвестиции в оборудование, факторинг и пр.).

Таким образом, с помощью анализа рисков есть возможность найти в бизнес-плане слабые места и постораться их подкорректировать до того, как свои коррективы внесёт жизнь. Ведь практика показывает, что предоставляемые самой жизнью консультации обходятся достаточно дорого. Так что, представьте, сколько мы сейчас сэкономили