Ремонт автомобилей
 

 
   

Профиль среднего предприятия
По данным информационного телефона 1188 в Эстонии ремонтом автомобилей производят 735 фирм. На самом деле таких фирм значительно больше, но многие из них не представили свои номера телефонов в авторегистр.

Ремонт автомобилей – широкая сфера деятельности, включающая всевозможные работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей (например: работы по окраске кузовов, ремонту покрышек, диагностике и т.д.). Около 10% фирм предлагают все виды услуг, к ним в основном относятся крупные мастерские, официальные представители определенных марок (например, BMW) или мастерские, специализирующихся на определенных типах автомобилей (например, на прицепах). Около 90% фирм специализируется на предложении одной или нескольких услуг, и их можно разделить на предпринимателей – одиночек и малые / средние фирмы.

Нередко авторемонтные мастерские наряду с основной деятельностью занимаются продажами и/или оказанием транспортных услуг.

Численность работников

Работников в авторемонтных мастерских относительно немного. В мелких ремонтных мастерских работает только собственник фирмы/предприниматель, иногда в его подчинении находится один – два работника.

В крупных авторемонтных мастерских в среднем работает по 5-10 человек. Больше работников занято в мастерских, специализирующихся на одном конкретном виде деятельности. (Например, на покрышках)

Оборот и спрэд

Средний оборот авторемонтной мастерской составляет 1 000-2 000 крон в день, поскольку ежедневно обслуживается 5-10 клиентов. Оборот крупных фирм в Таллинне и его окрестностях в среднем составляет 4000-5000 крон в день, поскольку цены на услуги выше.

Спрэд зависит от того, что предлагает фирма: только простое обслуживание (техническое обслуживание) или предлагаются также необходимые клиенту запчасти вместе с другими услугами (покраска автомобилей). Если связанные с работником расходы оставить в стороне, то средний спрэд (оборот минус связанные с созданием оборота расходы – материалы, стирка и т.д.) в случае предоставления только услуг - 70-80%, в случае комплексного обслуживания - 50-60%.

Структура расходов

Прямыми расходами являются затраты на электричество и материалы. В зависимости от предлагаемой услуги большая часть расходов – расходы на рабочую силу. 

Ориентировочные затраты на начало деятельности
Расходы на подготовку помещений:

Основные расходы на начало деятельности предпринимателя, занимающегося авторемонтом, связаны с подготовкой помещения и приобретением оборудования. Помещение должны обогреваться в зимний период, иметь проточную воду, хорошее освещение и промышленное электричество. Если предлагаются услуги по покраске, то необходимо произвести инвестиции в вентиляцию.

Ниже приведен минимальный стартовый капитал в части основных видов услуг. Цены оборудования не включают налог с оборота, примерные уровни цен взяты у крупных дистрибьюторов оборудования

Работы с покрышками, ремонт и замена шин.
Необходимо закупить монтажный и балансировочный станок для работы с покрышками. Непременно нужен подъемник для подъема автомобилей. Нужен компрессор, позволяющий закачивать шины и нагнетать воздух в подъемник автомобилей и в другие работающие под давлением инструменты. Оценочная стоимость оборудования в совокупности составляет 86 000 – 248 000 крон.

Подъемник - 25 000 – 125 000 EEK
Монтажные станки - 23 000 – 44 000 EEK
Балансировочные станки – 25 000 – 39 000 EEK
Компрессор – 3 000 – 30 000 EEK
Мелкие инструменты – 10 000 EEK
Электроработы, установка сигнализации, проверка кондиционеров, диагностика автомобилей. Ремонт и обслуживание отопительных систем.
Для этого необходимы различные электроинструменты и измерители. Часть измерителей (диагностика автомобилей) имеют компьютерное управление, поэтому весьма дороги. Оценочная стоимость оборудования в совокупности составляет 205 000 -390 000 крон.

Тестеры выхлопных газов – 40 000 – 150 000 EEK
Вытяжка угарного газа - 15 000 – 40 000 EEK
Тестер климатического оборудования – 20 000 – 70 000 EEK
Оборудование для диагностики автомобилей – оценочно 100 000 EEK
Иные электрические измерительные приборы – 20 000 ЕЕК.
Мелкие инструменты - 10 000 EEK
Замена стекол, „tuuning” автомобиля.
Необходимы примарные инструменты, а также сварочное оборудование и оборудование для обработки стекла. Общая оценочная стоимость оборудования составляет около 100 000 крон.

Кузовные работы и окраска кузова, жестяные и сварочные работы. Оценочная стоимость оборудования 300 000 – 1 000 000 EEK.
Оборудование для осуществления измерений автокузова – примерно 50 000 – 100 000 EEK
Разбивочный станок для автокузова – 100 000 – 500 000 EEK
Камера для красильных работ примерно 100 000 – 300 000 EEK
Оборудование для сварочных работ – 10 000 – 50 000 EEK
Подъемник: 25 000 – 125 000 EEK
Компрессор – 3 000 – 30 000 EEK
Мелкие инструменты – 10 000 EEK
Ремонт двигателей, коробок передач, редукторов и других агрегатов. Необходимо закупить различное подъемное оборудование для подъема и транспортировки автомобиля и его различных частей. Также необходимо множество различных более мелких инструментов. Оценочная стоимость оборудования в совокупности около 100 000 крон.
Ремонт глушителей, сварочные работы.
Необходимо закупить автоподъемник, сварочное оборудование, компрессор и различные мелкие инструменты. Оценочная стоимость оборудования в совокупности около 100 000 крон.

Регулирование и ремонт переднего моста.
Необходимо приобрести автоподъемник, оборудование для регулирования переднего моста и измерительное оснащение, а также различные более мелкие инструменты. Оценочная стоимость оборудования в совокупности составляет 100 000-150 000 крон.

Текущий ремонт и уход, ремонт мелких изъянов. Проверка перед прохождением осмотра.
Необходимо множество мелких инструментов, компрессор, сварочное оснащение, автоподъемник. Минимальная оценочная стоимость оборудования в совокупности около 100 000 крон.

Вербовка и обучение работников

Поиск подходящих работников может оказаться сложным, так как многие не подходят из-за проблем с алкоголем, ленивы или запрашивают слишком высокую заработную плату, нередко встает вопрос о доверии. Работников следует непременно обучать, что, как правило, и происходит в процессе работы.

Рекламные материалы

Многие мелкие авторемонтные мастерские вообще не занимаются рекламой. Основная реклама – светящееся табло. Мелкие мастерские, как правило, не имеют домашней страницы. Жителей района стоит информировать об открытии новой авторемонтной мастерской либо через местную газету, либо по почте. При калькуляции расходов желательно ознакомиться с ценами на рекламу в местных газетах и на сайте Эстонской Почты (wwwpost.ee) – на распространение рекламы через почту в конкретном районе.

Самым крупным расходом на рекламу накануне открытия, наверняка, станет заказ и установка световой рекламы. При калькуляции цены ящика со световой рекламой надо учитывать, что цена 1м2 в среднем составляет 4500 крон.

Опорные организации
Опорные организации не созданы.

Вытекающие из законодательства требования, разрешения на деятельность, лицензии, охрана здоровья
Самым важным законом, на котором должна основываться деятельность авторемонтной мастерской, это Закон о торговой деятельности. Также предприниматель должен зарегистрироваться в местном самоуправлении.

5.      Наиболее подходящая форма предпринимательства.

Мелкие авторемонтные мастерские в основном осуществляют деятельность в форме товарищества с ограниченной ответственностью (примерно 60-70%) или в качестве предпринимателей - физических лиц (30-40%). Имеется и несколько акционерных обществ. В Таллинне услуги автосервиса в основанном предлагают товарищества с ограниченной ответственностью, в сельских районах больше доля предпринимателей – физических лиц. Многие предлагающие соответствующие услуги люди действуют как частные лица.

Страхование деятельности
Следует застраховать находящееся в помещениях имущество.



Характеристика услуг, уровень цен на услуги
Авторемонтные мастерские действуют по всей Эстонии, в т.ч. в малых населенных пунктах. Все перечисленные ниже услуги предлагаются в крупных населенных пунктах.

Чем ниже уровень жизни в регионе (в т.ч. чем меньше число автомобилей), тем ниже и стоимость часа ремонтных работ. Как правило, все работы выполняются на основании почасовой оплаты, хотя рекламируются и цены на производство того или иного вида работ (например, замена зимних покрышек на летние: 200 ЕЕК / 4 колеса). Самый высокий уровень цен в Таллинне, где средняя цена одного часа обслуживания устанавливается в пределах от 200-300 крон на самые простые работы. В сельских районах простые работы по обслуживанию стоят 100-150 крон в час.

В мелких ремонтных мастерских в сельских районах цена 100 крон в час действует в тех случаях, когда клиент платит наличными. В случае официального заказа цены зачастую на 50% выше.

Нередко устанавливается минимальная цена обслуживания, например, 100 крон, а плата за осмотр автомобиля и предложения цены составляет, например, 175 крон.

В авторемонтных мастерских предлагаются следующие услуги:

Ремонт резины, дисков, автошин.
Повышенный спрос на эти виды работ бывает 2 раза в год. Весной в течение 1-2 месяцев в период таяния снега (март-апрель) и осенью в течение 1-2 месяца с появлением первого снега (октябрь-ноябрь). В остальное время в ремонтных мастерских тихий сезон, в основном ремонтируются диски. Зачастую работы с резиной становятся одним из основных видов услуг, предлагаемых ремонтными мастерскими. Часть ремонтных мастерских специализируется только в этой сфере. Кроме предоставления услуг по ремонту, мастерские зачастую продают новые и бывшие в употреблении покрышки.

Цена услуги (замена покрышек на 4 колесах) колеблется между 150 - 300 кронами в зависимости от типа дисков и размеров автомобиля. В городах цена на услуги составляет 250-300, в сельских регионах 150-200 крон.

Электроработы, установка сигнализации, проверка кондиционеров, диагностика автомобилей. Ремонт и обслуживание отопительных систем.
Электроработы и проверка кондиционеров чаще заказываются весной и летом. На другие работы спрос круглогодичный. Диагностика автомобилей в городе стоит 300-450, а в сельском регионе 250-300 крон. Цена на электроработы составляет 250-300 крон в час.

Замена стекол, „tuuning” автомобиля.
Производятся все работы, связанные с автомобильными стеклами (замена, ремонт, тонирование, воскование и т.д.). Средняя цена за час работы в городе стоит 250, а в сельском регионе 150 крон. Для услуги „аutotuuning” нельзя привести конкретную цену, поскольку каждый проект своеобразен, цена для клиентов включает заработную плату работника и стоимость материалов.  Цену работы можно оценить в 200-250 крон в час.

Кузовные работы и окраска кузова, жестяные работы, сварочные работы.
Такие услуги нередко предлагаются в комплексе, чтобы восстановить автомобиль после аварии. Чаще всего устанавливается договорная цена в зависимости от сложности работы и необходимых для ремонта материалов. В среднем час кузовной работы и окраска кузова стоит 250-400 крон. Жестяные работы обойдутся в 150-250 крон в час. Между уровнем цен в городе и на селе большой разницы не наблюдается. Довольно часто оказывающие такого рода услуги мастерские сами покупают попавшие в аварию автомобили в целях их восстановления и продажи по рыночным ценам.

Ремонт двигателей, коробок передач, редукторов и других агрегатов, тормозных систем.
Спрос на эти услуги держится круглый год, некоторое понижение наблюдается в зимние месяцы. Так как проблемы в основном серьезные и период ремонта длительный, здесь также устанавливается договорная цена (например, капитальный ремонт двигателя – 12 000 ЕЕК). Средняя цена за час работы в городе - 250-350, а в сельском регионе 200-250 крон.

Ремонт глушителей, сварочные работы.
Большой спрос на услугу наблюдается весной, когда заканчивается зима и начинается подготовка к осмотру. Средний уровень цен в городе 200-300 крон в час, в сельских районах 150-2—крон. Нередко ремонтные мастерские продают и новые глушители, а также необходимые запасные части.

Регулирование и ремонт переднего моста.
Уровень цен колеблется между 200-300 кронами.

Текущий ремонт и уход, ремонт мелких изъянов. Проверка накануне осмотра.
Устранение всевозможных проблем. Цены на услугу в сельском районе составляют 100-150 крон в час, в городах 150-200 крон в час.

Конкуренция
В Эстонии по приблизительной оценке действует не менее 1000 авторемонтных мастерских, многие из них, т.н. предприниматели-одиночки. По данным информационного телефона 1188 число ремонтных мастерских составляет 735, по данным Интернет-поисковика Neti – 150.

В Таллинне услуги по ремонту предлагают 255 лиц, то есть на каждую авторемонтную фирму приходится по 677 зарегистрированных автомобилей.

Самая низкая конкуренция в Выруском уезде (на 1579 автомобилей приходится только одна фирма, предлагающая услуги по ремонту) и Пыльваском уезде (1246 автомобилей на одну предлагающую ремонтные услуги фирму). Самая острая конкуренция в Пярнуском уезде, где на одного предлагающего услуги по ремонту предпринимателя приходится 498 зарегистрированных автомобилей.

На приведенном ниже графике приведена плотность конкуренции между предлагающими услуги по авторемонту в разрезе по уездам Эстонии.

С точки зрения успешности критическое значение имеет формирование постоянной клиентуры. Большей частью она формируется благодаря месту нахождения или профессиональному обслуживанию.

Профиль клиента, привычки потребителя.
Целевые группы клиентов отличаются в зависимости от вида необходимых им услуг. Клиентами мелких авторемонтных мастерских являются люди со средними доходами, имеющие старые автомобили (6-15 лет). Владельцы новых автомобилей и люди с высокими доходами оплачивают услуги по техническому обслуживанию фирмам, продающим автомобили. Цены на такие услуги превышают рыночные на 30-50%.

Привычки и потребности клиентов наиболее четко складываются в отношении смены покрышек, когда их меняют весной или осенью. В общем, средний клиент обращается за техническим обслуживанием или ремонтом автомобиля 2-4 раза в год. Эта цифра во много зависит от возраста и марки автомобиля.

Затишье наступает зимой, когда из-за погодных условий сложно производить ремонтные работы. Пик заказов – весна, ведь все клиенты хотят к лету привести в порядок свои автомобили.

На рынке услуг по автомобильному ремонту очень сильна лояльность клиента. Как правило, удовлетворенный клиент возвращается и рекомендует своим друзьям также воспользоваться хорошими услугами.

Так как наличие постоянной клиентуры имеет критическое значение, мастерские стараются предлагать своим клиентам самый широкий спектр услуг, чтобы у них не появлялась причина для посещения других мастерских.

 

10. Причины неудач

Низкое качество услуг – Поскольку авторемонтная мастерская главным образом занимается разрешением проблем, то качественные услуги и качественное обслуживание имеют очень большое значение. Если не удается решить проблемы клиента, то, как правило, он не возвращается обратно, а ищет новые возможности получить услуги в другом месте. Некачественная услуга для клиента означает и более высокую цену, ведь он оплачивает каждый час услуги. Также важно вежливое обращение с клиентом. Недовольный клиент поделится своим негативным мнением с друзьями.

Дорогостоящие услуги – Как правило, клиенты весьма чувствительны к ценам. Если запросить с него слишком высокую цену, то следующий раз он станет искать того, кто работает дешевле.

Отдаленное место расположение – нередко проблема авторемонтных мастерских, принадлежащих ограниченному в денежных ресурсах начинающему предпринимателю, заключается в слишком высоких ценах аренды.   В целях сокращения расходов арендуются скромные, распложенные в отдаленных местах, но дешевые помещения. Но такое место может оказаться для клиентов слишком отдаленным. Вполне возможно, что клиентам трудно найти путь в отдаленную мастерскую.

Увеличение численности конкурентов – Имеющиеся или вновь появляющиеся конкуренты могут переманить лояльного постоянного клиента льготными предложениями. Чтобы этого не произошло, надо сделать выгодным для клиентов сохранение приверженности вашей мастерской.

Заработная плата в конвертах – Поскольку в авторемонтных мастерских зачастую расчет производится наличными деньгами, кое-кто не прочь сэкономить на налогах. Это раньше или позже приводит к трагическим последствиям, поэтому независимо от того, как выплачивается заработная плата у конкурентов, если Вы планируете заниматься своим бизнесом долго, лучше сразу начинать честное предпринимательство.  Выстоять в конкурентной борьбе помогает использование в качестве рабочей силы предпринимателей – физических лиц.

Недостаточность стартового капитала – чаще всего неудача в бизнесе, связанным с авторемонтной мастерской, преследует тех собственников, которые недооценили размеры необходимого для начала деятельности капитала. Список необходимого оборудования не бывает исчерпывающим. Наверняка не стоит открывать мастерскую в преддверии зимы.

Работники
Совет по профессиональным квалификациям в сфере обслуживания  (wwwkutsekoda.ee) установил квалификационные стандарты для автослесаря, автомобильного маляря, жестянщика и техника.

По данным Департамента статистики в 2004 году средняя заработная плата брутто в этой сфере в 2004 году составляла 2 600 крон. Реальный заработок наверняка больше. Заработная плата выше среднего уровня выплачивается различным специалистам. Например, жестянщикам, малярам, электрикам, специалистам по диагностике и т.д.