Три из четырех, или новости в планировании средств структурных фондов
При планировании денег ЕС следующего финансового периода, то есть, при планировании использования средств структурных фондов, в ходе которого на сей момент составлена (и в мае одобрена также Правительством Республики) «Государственная стратегия использования структурных средств на 2007–2013 гг.», а также первоначально 4 программы реализации (OP), произошло существенное изменение.
Вместо первоначальных четырех OP (программ реализации), которые уже были ранее представлены на страницах «Вестника» нашим читателям, будет 3 OP. Напомним, что OP, то есть, программа реализации, это документ, в котором более конкретно определяются именно виды деятельности, финансируемые из структурных фондов, а также объемы их финансирования.
Этими четырьмя OP были:
Программа реализации по развитию человеческих ресурсов – главный составитель Министерство образования и науки;
Программа реализации по развитию жизненной среды – главный составитель Министерство окружающей среду;
Программа реализации по развитию образования, научной деятельности и деятельности по развитию – главный составитель Министерство образования и науки;
Программа реализации развития инфраструктуры предпринимательства, информационной среды, транспорта и энергетики – главный составитель Министерство экономики и коммуникации.
Как отдельная программа реализации отменена программа реализации развития инфраструктуры образования, научной и развивающей деятельности, а также здравоохранения и попечительства.
Виды деятельности и средства под этой программой частично переносятся в Программу реализации развития человеческих ресурсов, а частично в программу развития жизненной среды. Причина, по большей части, в замечаниях представителей Европейской комиссии (то же содержалось и в обратной связи от эстонских партнеров) в дублировании и параллельном развитии видов деятельности в различных программах. В будущем это (уменьшение числа OP) сделает реализацию более гибкой. В ЕС не установлены процедуры для перенятия средств между различными OP, внутри же OP можно передавать средства в пределах одного фонда в пределах полномочий страны-члена.
Первоначально же актуально не перенятие денег, а начальное планирование. Сейчас представленные обо всех OP комментарии партнеров опубликованы на сайте Министерства финансов (Минфин). Многие из них, а также замечания Европейской комиссии, учтены, а новые версии программ развития обещано опубликовать 6 ноября на сайте Министерства финансов. Заинтересованные могут вновь представить свои предложения и комментарии соответствующим министерствам до конца ноября.
Если с комментариями партнеров составитель программы реализации может, но вовсе не обязан считаться, то в процессе составления OP существует еще один серьезный фактор влияния на содержание, замечания которого составителям придется принять всерьез – их следует или учесть, или обосновать, почему учесть их невозможно. Я имею в виду оценку стратегического влияния программы развития на среду и соответствующий рапорт. Информация по оценке стратегического влияния программы реализации также представлена на сайте Минфина. Оценщик – АО Maves.
Поскольку для наших предприятий-членов наиболее важной представляется программа развития инфраструктуры предпринимательства, информационной среды, транспорта и энергетики, далее приведу небольшую выдержку из промежуточного отчета об оценке, ту часть, в которой рассматриваются рекомендации по развитию предпринимательства.
Выдержка из промежуточного отчета о стратегической оценке влияния на среду (текст выделен курсивом):
Развитие предпринимательства
• не поддерживать развитие ресурсоёмкого и сопровождающегося большим объемом отходов предпринимательства (прежде всего, предпринимательство, базирующееся на расширении эксплуатации полезных ископаемых);
• не поддерживать предприятия, не исполняющие экологических требований (также и после реализации проекта);
• не поддерживать предприятия, результатом деятельности которых (в том числе, сопутствующее влияние) является загрязнение окружающей среды или экстенсивное использование природных запасов (превышение экологических норм);
• развитие предпринимательства в заповедниках и ценных ландшафтных зонах поддерживать только при наличии тематических планировок;
• принять в эксплуатацию бросовые земли или брошенные промышленные зоны для закладки технологических и научных парков (например, регионы Маарду и Мяннику в окрестностях Таллинна);
• поддержка по вопросам экологии туризма как развивающейся формы предпринимательства – рекомендации, добрый экологический обычай, выдержка ландшафтов;
• следует продумать развитие природного туризма, составляя соответствующие инструкции и планировки: в части регионов нагрузка слишком велика, значительная часть потенциала не использована;
• при развитии творческого хозяйства для мероприятий на открытом воздухе выбирать места, где можно воспользоваться общественным транспортом.
Как уже было упомянуто выше, к этим замечаниям стоит отнестись очень серьезно. Какова же Программа реализации развития инфраструктуры предпринимательства, информационной среды, транспорта и энергетики – главный составитель Министерство экономики и коммуникации, а также какой может быть откорректированная редакция двух других ОР, мы все сможем узнать 6 ноября. Со своей стороны подтверждаю, что мы будем и далее за этим следить и стоять за то, чтобы в ОР и далее содержались виды деятельности, представляющие для предприятий возможность роста производительности (в особенности, дотации приобретения технологии).