Услуги по очистке и уходу
Профиль среднего предприятия
Занимающиеся очисткой предприятия целесообразней всего классифицировать по видам услуг:
Регулярные услуги по очистке и уходу
Специальная чистка и уход
Предложение регулярных услуг по очистке и уходу означает ежедневную уборку помещения клиента в установленные договором время и объеме занимающейся очисткой фирмой. Регулярные услуги по очистке и уходу предлагают большей частью крупные (имеющие более 250 работников и средние (имеющие от 50 до 250 работников) предприятия. Нередко эти предприятия представлены во всех крупных городах по всей Эстонии под одним названием (например: ESS Puhastustööde AS, Sol Eesti OÜ, Heström OÜ). Крупные предприятия в своей деятельности чаще всего концентрируются на предоставлении услуг по регулярной очистке, поскольку с этим связано значительно меньше расходов на делопроизводство).
К специальным услугам очистки относятся виды очистки, которые клиент заказывает у фирмы очистки по мере необходимости. Сюда относятся, например, большая очистка после завершения строительства, мытье окон, генеральная уборка конторы и т.д. Услуги специальной очистки и ухода большей частью предлагают малые и средние предприятия. Чаще всего крупные предприятия по очистке не заинтересованы в предоставлении этих видов услуг, поскольку этому сопутствует слишком большой расход ресурса (время, работники, оборудование, бюрократия и т.п.). Сфера специальной очистки предлагает множество возможностей мелким предпринимателям. Многие занимающиеся очисткой предприятия в начале своей деятельности специализировались на каком-либо виде работ по специальной очистке и благодаря этому завоевали доверие клиентов, а это, в свою очередь, способствовало их превращению в крупные предприятия.
Численность работников
Численность работников зависит от клиентов и объектов фирмы по очистке. По данным Департамента статистики в 2003 году на одно занимающееся очисткой предприятие в среднем приходилось по 34 работника.
Если фирма по очистке предлагает регулярную услугу по очистке, то для каждого объекта (или нескольких вместе взятых объектов) необходимо нанять уборщицу с основным местом работы. В среднем один работник в состоянии провести за 3-4 часа чистку 15—200 м2 конторских помещений. Если на объекте имеется несколько этажей (площадь каждого этажа превышает 100 м2), то на каждом этаже должна быть своя уборщица. Численность работников также определяется используемой техникой очистки и предусмотренным для уборки временем. Чем короче предназначенный для уборки период времени, тем больше работников должно одновременно заниматься уборкой. В случае регулярной услуги по очистке клиент может потребовать и наличия т.н. «дежурной» уборщицы.
Если занимающаяся уборкой фирма предлагает услугу специальной очистки, то численность работающих по основному месту работы работников зависит от стабильности заказов. Малые предприятия нанимают уборщиков для работ по специальной очистке только на основании договора подряда или закупают услугу у предпринимателей - физических лиц.
Оборот и спрэд (покрытие продажи)
По данным департамента статистики оборот средней фирмы по очистке в 2004 году составил 3,4 миллиона крон, и маржа чистой прибыли в 2003 году - 1,2% (в 2002 году - ~ 4%).
Оборот крупных фирм по очистке в среднем составляет 50-60 миллионов крон в год. Оборот малых фирм достигает 200 – 500 тысяч крон в год. Средний спрэд в секторе очистке составляет 25%. В составе прямых расходов учитываются материалы для очистки и прямые затраты рабочей силы.
Сезонность
В сфере очистки пик сезона приходится на период с весны до осени. Сезонность и погода больше всего сказываются на работах по специальной очистке. Регулярные услуги очистки заказываются независимо от сезона и погоды. В разные времена года у фирм очистки заказываются разные услуги, что сокращает связанные с сезонностью риски.
Ориентировочные затраты на начало деятельности
Расходы на начало деятельности во многом зависят от предлагаемых услуг. Если начинать деятельность с самых простых работ (вытирание пыли, генеральные уборки, уборка на дому, мытье окон), то необходимо приобрести специальную щетку, тряпку и чистящие вещества. Согласно оценке расходы составят от 2000 до 4000 крон.
Но если начинать деятельность с предложения работ по специальной очистке или уборки крупных контор, то на приобретение первичного оснащения следует предусмотреть 20 000 – 40 000 крон. К оснащению начинающих предпринимателей, бесспорно, относятся пылесос, устройство для стирки текстиля и полировщик. А также различные чистящие средства и чистящие вещества. В приведенной ниже таблице приведены ориентировочные расходы на оборудование, чистящие средства и вещества.
В приведенной выше таблице мы основывались на самых низких ценах. Если предприниматель хочет приобрести более дорогую и профессиональную технику, необходимо запланировать расходы в 75 000 – 100 000 крон. Часть оборудования можно приобрести среди бывших в употреблении предметов или взять в аренду. В стартовые расходы необходимо включить и затраты на транспортные средства, рекламу, контору и средства связи.
Опорные организации
Союз предприятий по очистке Эстонии (СППОЭ), epel@epel.ee
Вытекающие из законодательства требования, разрешения на деятельность, лицензии, охрана здоровья
Вытекающие из законодательства специальные требования в отношении предприятий по очистке и уборке не установлены.
Наиболее подходящая форма предпринимательства
Начинающий предприниматель может начать свою деятельность в качестве предпринимателя – физического лица (ПФЛ). Если коммерческая деятельность протекает успешно, то наиболее подходящая форма предпринимательства - товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО).
Страхование деятельности
Наиболее крупные клиенты могут потребовать у предприятий по очистке наличия «страхования ответственности». Такой страховой полис возмещает всевозможные виды ущерба, который уборщица (предприятие по уборке) может причинить клиенту в ходе осуществления деятельности по уборке. Например, уборщица в конторе может нечаянно или по неведению разбить ценный предмет, испортить дубовый паркет, забыть закрыть окно, выбросить в мусорный бак бумагу с конфиденциальной информацией и т.д. Страхование ответственности как один из видов страхования устраняет все несчастные случаи такого рода. Дополнительная информация: http://www.salva.ee/est/index.php3?page … ink_ID=153
Характеристика, уровень цен на изделия / услуги
В случае оказания регулярной услуги по очистке и уходу важна непрерывность услуги. То есть, работы по очистке производятся ежедневно, в оговоренном объеме, качестве и назначенное время. В состав услуги может быть включена т.н. дежурная уборка.
В услугу регулярной очистки и ухода входят все повседневные и регулярно проводимые работы по уборке: чистка полов, шкафов, столешниц, лестниц, стен и перил, поддержание порядка в туалетах, опорожнение мусорных урн, мытье посуды, уход за растениями, замена ковриков для грязи, замена гигиенических принадлежностей и т.д.
Услуги по специальной очистке и уходу предлагаются в соответствии с потребностями клиента: Перечень услуг по специальной уборке включает следующее:
воскование, полировка, пропитывание маслами, глубокая чистка полов;
мытье окон;
глубокий клининг ковровых покрытий и мягкой мебели;
работы по очистке после завершения строительства; генеральные уборки;
вывоз мусора;
мытье фасадов; мытье под давлением;
чистка ламелей и жалюзи;
очистка и содержание в порядке территорий под открытым небом (стрижка газонов, уборка снега);
уход за озеленением;
удаление крупных пятен.
Уровень цен
Цены на услуги по очистке во многом зависит от составляющих ее компонентов. Конкуренты внимательно следят за ценами друг друга. Немногие фирмы по очистке представляют свои цены на домашней странице. Зачастую клиентам дают понять, что цена работ по очистке будет установлена после осмотра объекта в ходе переговоров. Ниже приводятся средние рыночные цены в Таллинне на начало 2006 года.
Цены на услуги могут варьироваться в пределах +-15% от среднерыночной цены. Фирмы понижают цены в пределах 15%, чтобы перехватить клиента у конкурентов и увеличить свою долю на рынке. По достижении намеченного оборота цена повышается до уровня средней цены на рынке. Цены полностью диктуют крупные предприятия.
В калькуляции цены большую роль играют следующие обстоятельства:
Материалы для нуждающихся в чистке поверхностей. Чем труднее очистить материал, тем выше цена услуги.
Размер помещений. Чем больше объем заказываемой клиентом услуги по очистке, тем меньше цена обработки 1 м2.
Требования к качеству. Чем больше требований к качеству работы (специальные условия), тем выше цена услуги.
Регулярные дополнительные услуги. Чем больше заказывается регулярных дополнительных услуг, тем выше цена услуги.
Иные специальные требования (время уборки, квалификация уборщиков, используемые средства) повышают цену услуги.
Статус клиента. Чем важнее клиент, тем ниже цена услуги.
В малых городах уровень цен наверняка ниже, поскольку в них рабочая сила дешевле, платежеспособность клиентов ниже и, скорее всего, она ниже из-за получения «заработной платы в конвертах". Мелкие предприниматели обычно предлагают услуги по ценам, которые на 10-15% ниже рыночных, стараясь таким образом привлечь к себе клиентов.
8. Конкуренция
На рынке услуг по очистке осуществляет деятельность множество предприятий, большинство из них малые. Например, согласно поисковой системе “Neti” (wwwneti.ee) в Эстонии действует ~ 80 фирм, предлагающих услуги по очистке. В коммерческом каталоге Eniro зарегистрировались 169 предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере очистки и уборки. По данным Департамента статистики в Эстонии в 2003 году в Эстонии действовало 119 предпринимателей, занимающихся услугами по очистке. На самом деле предпринимателей вероятно значительно больше.
Зачастую на крупных предприятиях по очистке работает от 250 до 1000 человек, оборот этих фирм превышает 50-60 миллионов крон в год. Крупные предприятия представлены по всей Эстонии, нередко их собственниками являются международные концерны, осуществляющие деятельность в сфере очистки. Крупные фирмы по очистке предлагают регулярные услуги по очистке и уходу, меньше делается упор на случайные заказы, на работы по специальной очистке.
Штат работников мелких предпринимателей зачастую ограничивается 2-10 работниками. Больше распространены т.н. семейные фирмы. Мелкие предприниматели предлагают регулярные услуги по очистке и уходу малым и средним конторам, магазинам, детским садам и т.д. Малые фирмы больше предлагают работы по специальной очистке.
В целом в сфере предприятий по очистке проблему составляет выплата заработных плат в конвертах, из-за этого происходит искажение конкуренции, и определенные предприниматели получают преимущества в конкурентной борьбе. Доля «заработных плат в конвертах» уменьшится в ходе упорядочения рынка.
В секторе очистки конкурентная борьба строится главным образом на ценах. В случае крупных клиентов значение приобретают и другие компоненты, как, например, качество, дополнительные услуги, предыдущий опыт, стандарты управления качеством и т.д.
Профиль клиента, привычки потребителя, спрос
Регулярные услуги по очистке и уходу обычно заказывают крупные:
конторы, конторские здания;
торговые центры, культурные центры и места проведения досуга;
гостиницы;
банки;
производственные предприятия;
оптовые и перевалочные склады;
рестораны и пабы;
высшие школы и учебные учреждения;
больницы;
автозаправочные станции;
государственные учреждения;
порты;
квартирные товарищества.
Как правило, заказчиками услуг по очистке являются предприятия, которые сами не хотят нанимать уборщиков и поэтому закупают полный пакет услуг у предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере очистки.
Специальные работы по очистке заказывают как предприятия, так и частные лица. Крупные клиенты заказывают как регулярную очистку, так и работы по специальной очистке у одной фирмы, осуществляющей деятельность в этой сфере.
10. Причины неудачи
Риск, связанный с персоналом
Уборщик может нечаянно разбить / потерять ценное имущество клиента, которое предприятию по очистке придется компенсировать. Также уборщик может неправильно применить средства и приемы очистки и из-за этого испортить имущество клиента (например, пол, ковер, мебель и т.д.). Причиненный ущерб должен возместить предприниматель. Поскольку размер ущерба может оказаться очень крупным, разумно избегать такого риска, воспользовавшись для этого страхованием ответственности.
Слишком высокие постоянные расходы на фазе быстрого развития предприятия
На фоне быстрого развития фирма может нанять слишком много работников по основному месту работы, арендовать слишком большие помещения, взять в лизинг слишком много основного имущества и оборудования. При неожиданном сокращении оборота предприниматель не в силах покрыть постоянные расходы.
Конкуренция
На рынке услуг по очистке и уборке действует множество предпринимателей, и все они борются за свой сектор на этом рынке. Конкуренция оказывает давление как на цены, так и на качество услуг. В обоих случаях прибыль предпринимателя сокращается. Большой риск связан с нечестным поведением конкурентов, то есть с выплатой «заработной платы в конверте».
Слишком крупные инвестиции в одну специфическую область очистки.
Деятельность в сфере очистки обычно начинается со специальных работ по очистке, поскольку легче всего найти клиентов в одной сфере, а работа сама по себе, как правило, не сложна для выполнения. К тому же предприниматель не обязан нанимать работников по основному месту работы. Однако при этом работы по специальной очистке требуют наличия специфической техники, стоимость которой очень велика по сравнению с ценой на обычную щетку и тряпку. Работы по специальной очистке имеют сезонный характер. Чрезмерная сосредоточенность на одной сфере деятельности (приобретение оборудования) чревата для предпринимателя трудными временами в период спада спроса на соответствующую услугу.
11. Работники, оплата труда
По данным Департамента статистики в 2005 году среднесуточная заработная плата брутто в сфере очистки составляла 6600 крон. Фактическая средняя заработная плата в секторе также составляет 6000-7000 крон. В Таллинне фактическая средняя заработная плата уборщиц может быть и выше. Заработная плата в Центральной, Южной и Западной Эстонии составляет до 70% средней заработной платы.
Крупные предприниматели нанимают для себя уборщиков по средней заработной плате. Заработная плата выше, если уборщик или уборщица имеет длительный опыт и профессиональное образование. Средняя заработная плата брутто руководителей объектов составляла от 9000 до 12 000 крон. Нередко руководителям объекта заработная плата выплачивается по результатам труда, за каждый объект в отдельности.
Начинающие деятельность предприятия по очистке зачастую не могут себе позволить уборщиков с основным местом работы, поэтому они вынуждены искать работников на различные объекты на основании договора подряда. В таком случае заработная плата уборщицы может достигать 9 000 – 12 000 крон в месяц (уровень цен в Таллинне).
Заработные платы работников в последнее время быстро возрастают, поскольку рабочей силы не хватает. Многие уборщицы приняли решение отправиться работать в Финляндию или Швецию, поскольку там уровень заработной платы в несколько раз выше.