Производство мебели
 

 
   

1. Профиль среднего предприятия
В Эстонии изготовлением мебели занимается 325 предприятий, в секторе трудится 9500 работников (по состоянию на IV квартал 2005 года), то есть в среднем на каждое предприятие приходится по 29 человек. 77% изделий экспортируется. Крупных предприятий, на которых трудится по 100 работников – 25 (7,7% от общего числа предприятий), и их оборот составляет 54% совокупного оборота сектора. Поэтому в секторе производства мебели крупные предприятия играют важную роль как в установлении цен, так и в получении заказов. Тем не менее, свои ниши нашли и 300 более мелких предприятий, для некоторых такими нишами стали заказы в порядке субподряда.

Численность работников
В конце 2005 года насчитывалось 199 микропредприятий (1-9 работников), в среднем на каждое из них приходилось по 4,3 работника. Группу малых предприятий с численностью работников 10-19 работников составляли 29 предприятий, на каждом из них в среднем трудилось по 13 человек. То есть 70% предприятий мебельного сектора относятся к малых, где численность работников на них не достигает 20 человек.
Оборот и спрэд
Среднегодовой оборот на предприятиях с 1-9 работниками в 2005 году составил немногим более 1 миллиона крон, на предприятиях с 10-19 работниками он достигал 12,2 миллиона крон.
Спреэд (оборот минус затраты на товары и материалы) составлял в среднем 35% – 40% от оборота.
Структура затрат
Наряду с затратами на товары и материалы существенной статьей расходов являются затраты на рабочую силу. Если в среднем удельный вес рабочей силы в обороте мебельного производства составляет 21%, то на предприятиях с 1-9 работниками он достигает 27%. 10% расходов составили расходы на закупку услуг, 2% - расходы на электричество, 1,3% - на закупленное топливо. Прибыль в среднем составляет 8% от оборота.

2. Ориентировочные затраты на начало деятельности
У мелких изготовителей мебели стоимость основного имущества в среднем составляет 500 000 крон.
Расходы на подготовку помещений:
Основные расходы на начало деятельности предпринимателя, занимающегося производством мебели, связаны с подготовкой помещения и обеспечением производства инвентарем. В случае электрооборудования важно обеспечить необходимые электромощности.
Расходы, производимые на подготовку помещений, зависят от состояния помещений в конкретный момент времени.
При выборе и оснащении помещений следует помнить, что свободная площадь помещения, в котором расположено рабочее место, должна позволять работникам достаточную свободу движений при выполнении ими трудовых обязанностей.   Опасные зоны должны быть обозначены.

Рабочее помещение и рабочие места необходимо оснастить вытяжной вентиляцией, если во время трудового процесса выделяется вредная для здоровья работника пыль (особенно на рабочих местах шлифовальщиков) или опасные вещества (рабочие места красильщиков).
Работодатель также обязан обеспечивать наличие помещения для хранения средств индивидуальной защиты на рабочих местах (маски от пыли, полумаски, газовые фильтры и т.п.) и ухода за ними, а также наличие инструкций по использованию средств индивидуальной защиты на эстонском языке с маркировкой СЕ.

Основными источниками расходов являются:
· система отопления (необходимо поддерживать температуру на уровне 15-16O C),
· вентиляция,
· освещение,
· расходы, производимые на обеспечение пожарной безопасности (огнеупорные двери и огнетушители),
· воздухонапорная трасса (воздух должен поступать из компрессора на рабочее место),
· помещение для отдыха, раздевалка и душевые помещения для работников,
· проект до начала строительных работ.
Оборудование

В малых фирмах главным образом производится только сборка мебели. Обычно приобретаются все компоненты (готовые деревянные каркасы, готовые узлы, ткани для обивки и т.п.) у других фирм, но их также можно изготавливать самостоятельно.
Например, для изготовителей кухонной мебели крайне необходимы:
· Форматная пила (цена до 200 000 ЕЕК);
· Форматная пила (цена до 100 000 ЕЕК);
· Форматная пила (цена до 100 000 ЕЕК);
· Форматная пила (цена до 50 000 ЕЕК);

Кроме того, необходим специальный облицовочный станок, в случае изготовления мягкой мебели также компрессор для удаления влаги, пистолеты для скобок, станок для обивки и нарезания ватина и поролона, ножницы, резак для поролона и средства склеивания.

Вербовка и обучение работников
Для вербовки работников используются три метода:
· обучение на месте (при обучении с нуля потребуется около года), при этом примерно через полгода после начала обучения можно позволить людям часть работ выполнять самостоятельно, перекупка работников путем предложения более высокого заработка,
· при помощи газетных объявлений.

Предприниматели убеждены, что специалисты в этой области не пользуются Интернетом, поэтому через него искать рабочую силу невозможно.

При приеме работников на работу следует помнить, что даже квалифицированным специалистам нужно время для того, чтобы освоиться на работе  с конкретным оборудованием и средствами.
Так как производственный процесс требует время, а клиент, как правило, расплачивается после получения товара, то в составе расходов на начало деятельности необходимо учесть заработные платы как минимум за период времени, включающий продолжительность производственного цикла и периода продажи, также следует учесть расходы на вербовку и обучение персонала.
Закупка материалов

Размер необходимых запасов, прежде всего, зависит от места нахождения фирмы. Большую часть материалов необходимо закупить в Таллинне, то есть следует прикинуть, какие объемы поставок окупают поездку в Таллинн. В случае готовой продукции склад минимальный, ведь большей частью к изготовлению продукции приступают при получении конкретного заказа. Однако следует учесть, что в начале деятельности везде придется платить до получения товаров, а за продажу товаров деньги поступят в течение 30 дней после их продажи.
После того, как вы докажете последовательность своей деятельности и свою платежеспособность, предоставляемые вам сроки платежей в случае изделий из древесины могут составить до 2 недель, для других видов запасов – до 30 дней.

Потребность в запасах сырья во многом зависит от сезона. Так, в начале года в балансе мелких производителей мебели стоимость запасов в среднем составляет 41 тысячу крон. Затем стоимость запасов начинает увеличиваться и достигает в IV квартале 150 тысяч крон. Большая часть запасов составляет сырье (в I квартале его стоимость в среднем в среднем составляет 33 тысячи крон, в IV квартале - 132 тысячи крон). В течение первых двух кварталов в среднем в работе одновременно находится изделий на сумму 2000 крон, и стоимость изделий на складе готовой продукции составляет 5000 крон, в двух последних кварталах их стоимость составляет 14000 крон.
Сезонность оборота и запасов характеризует приведенный ниже график.
Поэтому при поставке запасов необходимо запланировать примерно 40% от суммы запланированного оборота, причем следует учесть и квартал, в котором начинается деятельность.

Рекламные материалы
Обычно рекламные материалы представляют собой опубликование информации в информационных каналах. Если целевой группой являются конечные потребители или предполагается заниматься специальными заказами, то потенциальных клиентов необходимо информировать о посвященных интерьеру журналах или соответствующих сайтах в Интернете. Подготовка собственного сайта в любом случае будет полезна.
Публикация в информационных каналах в среднем обходится в 300 крон в месяц. Прейскуранты относительно публикуемой рекламы в журналах можно найти на сайтах соответствующих журналов. Стоимость изготовления собственного сайта в среднем обходится в 10 000 крон.
Интересный канал продаж – on24.ее (действует также в Финляндии и Германии).

3. Опорные организации
Мебельные предприятия объединяет Эстонский союз деревообработчиков (wwwfurnitureindustry.ee). В союз входят 34 организации, часть из них – учебные заведения и предприятия, продающие оборудование для мебельного производства. То есть эта организация представляет очень небольшую часть предприятий, осуществляющих деятельность в этой отрасли.

4. Вытекающие из законодательства требования, разрешения на деятельность, лицензии, охрана здоровья
Самым важным законом, на котором изготовитель мебели должен основывать свою деятельность, является Закон о гигиене и безопасности труда (ЗГБТ). Предприниматель должен провести анализ рисков производственной среды, в ходе которого он выяснит факторы опасности производственной среды, измерит их параметры и оценит влияние факторов опасности на здоровье работников. На основании этого анализа он должен составить письменную программу деятельности, которой предусматриваются меры предупреждения или уменьшения риска для здоровья (статья 13 ЗГБТ).
Следует следить за уровнем шума, который не должен превышать 85 дБ. Если он все-таки превышает указанный размер, то следует применять средства по защите слуха.

Часть предпринимателей каждые два года проводят на своих предприятиях освидетельствование здоровья работников, чтобы получить информацию, подтверждающую, что состояние здоровье позволяет человеку работать на занимаемой должности, и данные об изменении состояния здоровья между двумя освидетельствованиями. Работники также получают рекомендации от проводящего освидетельствование здоровья врача.

Исполнение Закона о гигиене и безопасности труда контролирует региональный инспектор труда, который также дает предпринимателю соответствующие рекомендации.
В том случае, если планируется самостоятельно продавать мебель конечному потребителю, деятельность должна быть зарегистрирована в реестре хозяйственной деятельности местного самоуправления.

5. Наиболее подходящая форма предпринимательства.
В основном мелкие предприятия по производству мебели действуют в форме товарищества с ограниченной ответственностью. Так как стоимость основного имущества достаточно высока, предприниматели не считают для себя возможным осуществлять деятельность в качестве предпринимателя - физического лица.

6. Страхование деятельности
Большей частью используется страхование имущества, особенно на случай пожара, так как в случае его возникновения велика вероятность гибели всего имущества. Стоит застраховать запасы и готовую продукцию.
Многие предприятия страхуют почтовые отправления, т.е. при отправлении товаров предпочтение отдается тем способам транспортировки, которые предоставляют страхование.

7. Характеристика, уровень цен изделий
Изготавливаемые малыми фирмами изделия можно классифицировать несколькими способами. Чаще всего изделия делятся на мебель для жилых помещений (80% от всей мебельной продукции) и конторскую мебель (20% от всей мебельной продукции).

Прямое сравнение цен невозможно, так как невозможно найти двух совершенно идентичных изготовителей мебели, хотя копирование удачных моделей конкурента весьма распространено.

При установлении цен исходят из двух разных принципов:
· Суммируются расходы (материалы, трудовые затраты, общие расходы), к ним прибавляются маржа прибыли.
· Берется рыночная цена (по которой можно продавать изделие), и вычитается маржа прибыли и расходы (материал, трудовые расходы, общие расходы). Если результат позитивный или равен нулю, то предпринимается поиск продавца и начинается производство.

Для примерного определения рыночной цены можно использовать и цены изделий, размещенных на Интернет-странице on24.ee. Известно, что on24.ee начисляет на цену производителя 40%. В случае специальных предложений в Интернет-универмаге производитель понижает свои цены, и on24.ee также понижает свой процент.

8. Конкуренция
48% эстонской мебели производится в Северной Эстонии, главным образом в Таллинне и его окрестностях. Меньше всего производителей мебели в Северо-Восточной и Центральной Эстонии.
Конкурентная борьба в основном ведется на базе цен. При равных ценах определяющим моментом становится качество и сроки поставок.

9. Профиль клиента, привычки потребителя, спрос
В среднем житель Эстонии расходует на покупку мебели 1,45% от своих доходов, что в 4 раза меньше, чем в Швеции. То есть на эстонском мебельном рынке еще имеется пространство для роста.

Изготовители, производящие мебель по специальным заказам для конечного потребителя должны учитывать сезонность производства. Опыт Интернет-универмага on24.ee показывает, что самые большие продажи приходятся на декабрь, меньше всего мебель покупают в апреле.
Хотя бы часть клиентов у всех мелких производителей – перепродавцы. Как правило, от перепродавцов поступает информация о том, какие изделия хочет получить клиент. По словам производителей для покупателя самое большое значения имеют цены. 

Если у конечного производителя до начала изготовления мебели можно попросить предоплату, то перепродавцы оплачивают товар в течение 30 дней после его продажи. Нередко приходится самим посещать магазины и проверять, продана мебель или нет и выставлять счет продавцу.

10. Причины неудачи
Производство для склада – производство без заказа увеличивает складские запасы и обременяет оборотный капитал. А позже возможно придется продавать изделия с убытком.
Проблемы с работниками – проблемы могут возникать как при вербовке работников, при их обучении и мотивации. Нередко обученных за счет предприятия работников переманивают конкуренты, обещая им более высокую заработную плату.
Недостаточное знание технологии материалов – особенно в случае мягкой мебели. Закупка несколько более дешевого материала может привести к значительно большим затратам материала. 
Возникновение зависимости от перепродавцов и посредников – крупные перепродавцы могут резко прервать подачу заказов или потребовать понижения цены.

11. Работники
Совет по специальностям (wwwkutsekoda.ee) установил квалификационные стандарты для столяров, рабочих станков по обработке древесины, специалистов по отделки и сборке деревянных изделий. Описание соответствующих стандартов можно найти на домашней странице Совета обработчиков древесины в Интернете wwwfurnitureindustry.ee.
Средняя заработная плата работников мебельной отрасли в 2005 году составляла 5500 крон, но при ее определении необходимо учитывать специфику различных регионов. Также следует учитывать, что, например, в 2005 году уровень заработной платы в мебельном производстве повысился на 10% по сравнению с предыдущим годом.