Салон красоты
Профиль среднего предприятия
Все услуги индустрии красоты относятся к личным услугам и делятся на парикмахерские услуги, услуги маникюра, педикюра, косметические, массажные услуги и услуги солярия.
Около половины салонов красоты предлагают только один вид услуг (например, парикмахерских), примерно 15% от всех салонов красоты предлагает все перечисленные выше виды услуг.
Численность работников
Численность работников в салонах красоты относительно невысока. Обычно работа организована в две смены, и в каждой смене каждый вид услуг предлагает один или два работника. Иное положение складывается в тех салонах, где предлагается только один вид услуг. Например, в парикмахерских в одной смене может работать несколько парикмахеров.
В салонах рабочие места традиционно сдаются в аренду специалистам (парикмахерам, ногтевым техникам, массажистам), являющимся предпринимателями - физическими лицами. В таких случаях соответствующий специалист действует от имени салона и в помещениях салона, но с салоном у него заключен не трудовой договор, а договор аренды. Такие работники (ПФЛ), платят салону т.н. плату за место или оговоренный процент с заработанного дохода.
Оборот и спрэд
Средний дневной оборот у мастера составляет 750 крон, поскольку в течение рабочего дня он успевает обслужить 4-5 клиентов.
Спрэд зависит от того, работает специалист по основному месту работы и получает заработную плату или его заработок зависит от объема, или он трудится по договору аренды как предприниматель – физическое лицо. Если связанные с работником расходы вычесть из прямых расходов, то средний спрэд (оборот минус связанные с созданием оборота расходы – материалы, стирка и т.д.) составляет 80%..
Структура расходов
Прямыми расходами в салоне красоты можно считать только затраты на используемые материалы и услуги по стирке. Работающие в салонах парикмахеры (ПФЛ) говорят, что из их дохода в среднем 50-60% переходит к салону, остальное идет на приобретение средств и оплату их труда.
Ориентировочные затраты на начало деятельности
В среднем в мелких салонах красоты основное имущество стоит от 50 000 до 100 000 ЕЕК.
Расходы на подготовку помещений:
Основные расходы на начало деятельности связаны с подготовкой помещений и приобретением инвентаря. При подготовке помещений необходимо обращать внимание не только на внешний вид салона, но и на водоснабжение в нем. Затраты на санитарно-технические работы (особенно в парикмахерских салонах) зачастую являются самыми крупными расходами при подготовке помещений.
Инвентарь парикмахера можно приобретать по существенно отличающимся ценам. Ниже некоторые примеры:
Место мойки от 8 900 до 10 800 EEK
Кресло клиента от 5 000 до 10 000 EEK
Детское кресло 2 300 EEK
Рабочее кресло парикмахера от 1 400 до 2 500 EEK
Рабочая тележка от 1 500 до 4 000 EEK
Фены от 350 до 1 100 EEK
Фен на ножке от 2 500 до 3 500 EEK
Щипцы для завивки волос
в зависимости от диаметра от 250 до 1 100 EEK
Распрямители волос от 990 до 1 400 EEK
Ножницы для стрижки от 3 200 до 4 600 EEK
Машинка для стрижки волос от 700 до 1 700 EEK
Триммер для волос 1 050 EEK
Пылесос для салона парикмахера 9 200 EEK
Цены на инвентарь для маникюра примерно следующие:
Столик для маникюра от 4 800 до 8 000 EEK
Кресло для маникюра 800 EEK
Рабочий стул-тележка 1 900 EEK
Цены на маникюрные комплекты от 165 до 1 600 EEK
Цены на инвентарь косметика:
Кресло клиента 6 300 EEK
Рабочий стул 2 100 EEK
Лежак 2 900 EEK
В салоне красоты должно быть климатическое оборудование, цена которого составляет примерно 25 000 крон, а также вешалки для одежды клиентов.
Поэтому расходы на инвентарь парикмахера (не включая средства для ухода за волосами) составят 60 000 – 100 000 EEK на каждое рабочее место.
Затраты на инвентарь предприятия, предлагающего услуги по выполнению маникюра (без средств ухода за ногтями) составят от 33 000 до 38 000 ЕЕК на каждое рабочее место мастера маникюра.
Затраты на инвентарь косметического салона (без косметических средств), составят примерно 36 000 ЕЕК на каждое рабочее место косметика.
Запасы мелких средств (щетки, расчески, кисточки, полотенца, простыни, химикаты и т.п.) в среднем обойдутся в 10 000 ЕЕК.
Вербовка и обучение работников
Работников необходимо принять на работу как минимум за пару дней до открытия салона. Специалисты должны до появления клиентов привыкнуть к работе на конкретном оборудовании и с конкретными средствами. Как утверждают собственники салонов, сложнее всего найти специалистов за пределами Таллинна, и поиск подходящих работников отнимает много времени. Нередко в расходы на начало деятельности приходится включать и затраты на вербовку персонала.
Закупка материалов
Со специалистом, оплачивающим рабочее место, необходимо оговорить, какими материалами он будет пользоваться: теми, которые он приобрел сам, или теми, которые принадлежат салону. Материалы салона используются в тех случаях, когда салон рекламирует себя как пользователь некой конкретной торговой марки.
Обычно парикмахеры пользуются материалами салона, а мастера маникюра – собственными.
Рекламные материалы
Основная реклама – световое табло. Небольшие салоны, как правило, не имеют домашней страницы. Жителей района стоит проинформировать об открытии нового салона через местную газету или прямым почтовым отправлением. При калькуляции расходов желательно ознакомиться с ценами на рекламу в местных газетах, а с ценами и на прямые почтовые отправления в конкретном районе - через сайт Эстонской Почты (wwwpost.ee).
Самым крупным расходом на рекламу накануне открытия, наверняка, станет заказ и установка световой рекламы. При калькуляции цены ящика со световой рекламой надо учитывать, что цена 1 м2 в среднем составляет 4500 крон.
Распространена также установка рекламы на треножнике возле двери салона. Такой треножник в среднем обходится в 400 крон.
Опорные организации
Союз косметиков Эстонии (wwwestcosmunion.ee).
Объединение визажистов и гримеров Эстонии (wwwmakeup.ee)
Союз массажистов Эстонии (wwwmassaaziliit.ee).
Союз парикмахеров Эстонии (домашней страницы нет), адрес Оявеэре, 10, Таллинн; телефон 55600619.
Вытекающие из законодательства требования, разрешения на деятельность, лицензии, охрана здоровья
Самым важным законом, на котором должна основываться деятельность салона красоты, это Закон о торговой деятельности.
Салон красоты должен быть зарегистрирован в реестре хозяйственной деятельности местного самоуправления (см. wwwmkm.ee/mtr).
5. Наиболее подходящая форма предпринимательства.
Большей частью салоны красоты – это товарищества с ограниченной ответственностью, многие специалисты осуществляют деятельность в качестве предпринимателей – физических лиц (ПФЛ).
Осуществление деятельности в качестве ПФЛ или товарищества с ограниченной ответственностью не зависит от типа салона, а главным образом от района деятельности.
Среди предлагающих услуги в сфере красоты примерно 30% составляют ПФЛ. В других регионах Эстонии ситуация в значительной степени иная. Приведенный ниже график показывает удельный вес ПФЛ в различных регионах Эстонии.
Страхование деятельности
Следует застраховать находящееся в помещениях салона красоты имущество.
Начиная с 2005 года, массажисты, входящие в Союз массажистов Эстонии, имеют возможность заключать договор страхования профессиональной ответственности (см. подробней wwwmassaaziliit.ee).
Характеристика услуг, уровень цен на услуги
К услугам парикмахера относятся мытье, стрижка волос, выполнение укладок при помощи фена, при помощи бигуди и окраска волос. Некоторые салоны также предлагают окрашивание волос, распрямление волос и наращивание волос. Делаются и афрокосички. Цены значительно отличаются, причем отличия не связаны с местом нахождения салона. Цены на некоторые услуги парикмахера в Таллинне ниже, чем, например, в Пярну, на Сааремаа и в Вильянди. Ниже приведены ножницы цен на традиционные услуги парикмахеров.
Мытье волос 25 – 80 EEK
Стрижка женских волос 60 – 200 EEK
Стрижка мужских волос 60 – 140 EEK
Стрижка детских волос 35 – 100 EEK
Укладка феном коротких волос 60 – 170 EEK
Укладка феном длинных волос 60 – 300 EEK
Укладка при помощи бигуди 100 - 250 EEK
Окраска коротких волос 100 – 450 EEK
Окраска длинных волос 210 – 600 EEK
Услуги косметика состоят в проведении различных чисток, уходов, массажей, корректировке морщин, масок и макияжа. Выбор очень широк и практически каждый косметик дает своим процедурам ухода разные названия. Цены также зависят от того, что конкретно входит в процедуру и какие средства в ней используются. Так, например, чистку лица можно получить в таллиннском салоне за 90 крон, а в пярнуском салоне за нее придется заплатить 490 крон. Более конкретно можно сравнить цены на услуги визажистов. Здесь тоже не наблюдается региональных различий.
Окраска ресниц и бровей - 50 – 125 EEK,
Корректировка бровей 15 – 50 EEK,
Дневной макияж 120 – 200 EEK
Вечерний макияж 130 – 250 EEK
Услуги маникюра делятся на маникюр, покрытие лаком, массаж, услуги педикюра – на педикюр, покрытие лаком и массаж. Отдельным видом услуг является наращивание искусственных ногтей и их украшение. Наращиваются гелевые ногти и ногти из ткани, ногти расписываются, в них устанавливаются украшения. Цены на такого рода услуги также не зависят от места нахождения салона и от того, кто предлагает услугу: предприниматель – физическое лицо или салон. Некоторые примеры:
Маникюр с покрытием лаком 60 – 180 EEK,
Педикюр 180 300 EEK
Наращивание гелевых ногтей 400 – 750 EEK,
Наращивание тканевых ногтей 450 – 750 EEK,
Роспись ногтей 15 – 80 EEK.
Выбор услуг массажа также весьма широк и зависит от навыков массажиста. Однако все предлагающие массаж салоны обязательно предлагают и классический массаж. Отличаются и названия, и продолжительность сеансов массажа. Тем, кто заказывает проведение серии массажей, предоставляются скидки. Так как предлагается широкий выбор техник массажа, сравнить можно цены на классический массаж, которые варьируются между 84 и 170 кронами за полчаса.
Многие салоны предлагают услуги солярия. При этом стоимость одной минуты колеблется между 3 ЕЕК и 10 ЕЕК.
Конкуренция
В Таллинне услуги в сфере красоты предлагают 455 предприятий, то есть по одному салону на каждые 870 жителей города. 73% из них называет себя салоном красоты, несмотря на то, предлагается в нем комплексная услуга или речь идет только о предложении косметических услуг.
Очень плотная конкуренция и на Хийумаа (по одному салону на 853 жителей), а также в Ярваском уезде (по одному салону на 952 жителя).
Ниже всего уровень конкуренции в Ляэнеском уезде (один салон на 1962 жителя) и в Выруском уезде (один салон на 1724 жителя).
Ниже приведен график плотности конкуренции между предлагающих услуги в сфере красоты предприятиями в разных уездах.
С точки зрения успешности решающее значение имеет формирование постоянной клиентуры. Большей частью она формируется благодаря месту нахождения или профессиональному обслуживанию. Поэтому рекомендуется сначала в качестве наемного работника или ПФЛ сформировать собственную клиентуру в каком-либо уже действующем салоне, и только затем приступать к созданию своего собственного салона.
Не менее важно и расположение салона вблизи маршрутов туристов. Именно благодаря туристам относительно успешны салоны в центральной части Таллинна. Но если Вы ориентируетесь на туристов, необходимо помнить, что цены должны быть значительно ниже, чем цены на соответствующие услуги, скажем, в Хельсинки, и что предлагающее услугу лицо должно владеть хотя бы английским языком.
Профиль клиента, привычки потребителя.
Клиентами для тех, кто предлагает услуги в сфере красоты, являются люди с высокими доходами, в большинстве это женщины. Мужчины большей частью пользуются услугами парикмахеров и массажистов.
Привычки клиентов больше всего сформировались в отношении услуг парикмахеров. Парикмахеры в основном делят своих клиентов по длине волос. Как свидетельствует их опыт, люди с короткими волосами (и мужчины, и женщины) посещают парикмахера в среднем 12 раз в год, а люди с длинными волосами (и мужчины, и женщины) – четыре раза в год.
Востребованность услуг косметиков зависит от сезона.
Меньше всего посещений с начала января по конец февраля.
С февраля до середины мая постепенно начинает увеличиваться посещаемость.
Быстрое повышение спроса наблюдается с мая до конца июня.
Стабильность с конца июня до начала сентября.
Понижение, но не такое значительное, как в начале года, наблюдается с начала сентября до середины декабря.
Пик спроса на услуги приходится с середины декабря во время Рождественских праздников и перед началом Нового года.
На рынке услуг красоты очень сильна лояльность клиента. Предлагающего услуги мастера с легкостью не меняют. Как правило, даже при смене места расположения салона большая часть постоянной клиентуры сохраняется.
При выборе салона большую роль играют рекомендации друзей и знакомых, поэтому качество услуги имеет определяющее значение.
Так как наличие постоянной клиентуры имеет решающее значение, салоны стараются предлагать своим клиентам самый широкий спектр услуг, чтобы у них не возникало причин для посещения других мастерских.
Салоны считают, что работающие на дому ПФЛ и их работниками, неофициально обслуживание клиентов в отсутствие хозяев в помещениях салонах, составляют недобросовестную конкуренцию.
Работники
Совет по специальностям (wwwkutsekoda.ee) установил квалификационные стандарты для косметиков и ногтевых техников (wwwestcosmunion.ee), визажистов (wwwmakeup.ee),, массажистов и специалистов по уходу за телом (wwwmassaziliit.ee).
Средняя заработная плата специалистов в сфере красоты в 2005 году составляла в среднем 5000 крон, но при определении заработка необходимо учитывать специфику различных регионов. По словам работников салона красоты их средняя нетто-заработная плата составляет по 200 крон в день, что также дает 5000 крон в месяц.
Все предлагающие услуги красоты работники нуждаются в медицинских справках о состоянии здоровья.
Очень распространена тенденция, когда косметики и другие работники сферы красоты работают в салонах в качестве предпринимателей - физических лиц и вносят плату за рабочее место. Эта плата должна покрывать владельцу салона все расходы, связанные с постоянными затратами и расходом материалов при оказании услуг, а также позволять зарабатывать прибыль.
Причины неудач
Низкий уровень обслуживания – Поскольку клиентура салонов красоты формируется на основании рекомендаций знакомых и друзей, то удовлетворенность клиентов имеет решающее значение. О своем приятном опыте в салоне красоты рассказывают заинтересованным знакомым и друзьям, а в подробности неприятного опыта посвящается в десять раз больше людей.
Отдаленное место расположения – нередко проблема ограниченного в денежных ресурсах начинающего салона заключается в слишком высоких арендных ценах. В целях экономии арендуются скромные, находящиеся в отдаленных местах, но более дешевые помещения. Хотя опросы показывают, что клиент идет следом за «своим парикмахером» даже в другое место, однако отсутствие возможностей парковки и отдаленность места зачастую становится причиной того, что клиенты переходят к другому салону, предлагающему аналогичные услуги.
Игнорирование требований гигиены – соблюдение требований гигиены – вещь сама собой разумеющаяся в салоне. Не убранные вовремя с пола пряди волос или нечистые салфетки и полотенца наверняка оттолкнут клиента от салона.
Увеличение численности конкурентов – Имеющиеся или вновь появляющиеся конкуренты могут переманить лояльного постоянного клиента льготными предложениями. Чтобы этого не произошло, надо сделать так, чтобы клиентам было выгодно сохранять приверженность вашему салону.
Заработная плата в конверте – Поскольку в салонах красоты чаще всего расплачиваются наличными деньгами, в некоторых из них стараются сэкономить на налогах. Это раньше или позже приведет к неприятностям, поэтому независимо от того, как выплачивается заработная плата у конкурентов, если Вы планируете заниматься своим бизнесом долго, лучше сразу начинать честное предпринимательство. Выстоять в конкурентной борьбе помогает использование в качестве рабочей силы предпринимателей – физических лиц.
Недостаточность стартового капитала – владельцы салонов считают, что чаще всего неудачи связаны с недооценкой размера необходимого стартового капитала. Даже если у специалистов имеется своя клиентура, достижение стабильного оборота может занять немало времени.