Обзор действующих в Эстонии налогов
Эстонское государство и местные самоуправления подавляющую часть своих доходов получают в виде налогов. За счет налогов производятся затраты в интересах всего общества: на содержание системы образования, пенсионной системы, скорой медицинской помощи и полиции, на строительство дорог, объектов культуры и т.п. При создании налоговой системы преследовалась цель поддержания принципа относительной справедливости в отношении всех лиц и обеспечения поступления налогов от всех налогоплательщиков. Ниже приводится обзор, который поможет предпринимателям составить представление об эстонской налоговой системе, принципах ее функционирования и конкретных налогах, введенных в нашей республике.
NB! Обзор составлен в аспекте предпринимателя, действующего в качестве юридического лица. Выпущены обстоятельства, касающиеся физических лиц, государства, местных самоуправлений и т.п. Также надо знать, что в случае подоходного и социальных налогов, а также накопительной пенсии и страхования от безработицы налогообложение работников и служащих практически идентично.
NB! Содержание обзора имеет информативный характер, в нем разъясняется, какие налоги действуют в Эстонии. Но приведенных в нем сведений недостаточно для корректного исполнения налоговых обязанностей.
Эстонская налоговая система закреплена в Законе о налогообложении (ЗНО). Этот закон положен в основу всех остальных налоговых законов. ЗНО говорит нам кто есть кто при уплате налогов, и устанавливает основные права и обязанности, а также порядок ведения дел между субъектами налога (налогоплательщиками) и Налоговым департаментом.
Налоги делятся на государственные налоги и местные налоги. Государственные налоги поступают в государственный бюджет, местные налоги – в бюджеты местных самоуправлений. Кроме того, часть поступлений государственных налогов напрямую передается местным самоуправлениям (например, земельный налог – полностью, 11,4% облагаемого налогом дохода резидента – физического лица без учета вычетов, установленных главой 4 Закона о подоходном налоге).
Государственными налогами являются:
1) подоходный налог;
2) социальный налог;
3) налог с оборота;
4) акцизы;
5) земельный налог;
6) налог на тяжеловесные транспортные средства;
7) налог с азартных игр;
8) таможенный сбор.
Кроме того, в обязательном порядке применяются страхование от безработицы и накопительная пенсия – это не налоги, а страхование, однако соответствующие взносы уплачиваются и декларируются через Налоговый и таможенный департамент и при взыскании страховых платежей Налоговый и таможенный департамент обладает правами, аналогичными тем, которые он имеет при взыскании налоговых задолженностей.
Отдельно не рассматривается налог с азартных игр, который обязаны уплачивать только организаторы азартных игр, а также таможенные сборы.
Местные налоги устанавливаются каждым местным самоуправлением по своему усмотрению в соответствии с условиями, предусмотренными Законом о местных налогах. В Законе о местных налогах перечислено восемь возможных местных налогов: налог с продаж, лодочный налог, налог на рекламу, налог на перекрытие дорог и улиц, налог на механические транспортные средства, налог на содержание животных, налог на увеселения, плата за парковку.
Наиболее часто применяются налог на рекламу, налог на перекрытие дорог и улиц и плата за парковку
Чтобы выяснить, какие налоги введены в конкретном местном самоуправлении, целесообразно обратиться с запросом в волостную или городскую канцелярию.
Управляющими государственными налогами являются Налоговый и таможенный департамент и его местные учреждения.
Управляющим местными налогами является волостная или городская управа либо иное волостное или городское учреждение, предусмотренное в постановлении о налоге.
Субъектами налога являются:
1) налогоплательщики;
2) сборщики налогов;
3) иные лица, несущие по закону или по договору ответственность за обязанность налогоплательщиков или сборщиков налогов по уплате налогов.
Разница между налогоплательщиками и сборщиками налогов заключается в том, что налогоплательщик исполняет свои налоговые обязанности, а сборщик налога исполняет налоговые обязанности другого лица, выплачивая получателю оговоренную сумму, уменьшенную на сумму налоговых обязанностей, и сам напрямую перечисляет удержанную сумму налогов Налоговому и таможенному департаменту. Самое серьезное удержание налогов осуществляется при выплате вознаграждений за труд или услуги, когда удерживается подоходный налог. Удержание налога применяется для того, чтобы объединить моменты уплаты налога и возникновения дохода (чтобы получатель вознаграждения не беспокоился о накоплении денег для уплаты налога к 31 марта следующего года) и также обеспечить регулярное поступление налогов государству. Обязанности и ответственность сборщиков налога перед Налоговым и таможенным департаментом достаточно сходны с обязанностями и ответственностью налогоплательщика.
Налоговая задолженность – это неуплаченная субъектом налога в срок сумма налога и начисленные на нее проценты.
Требование о возврате – это право налогоплательщика подать управляющему налогами ходатайство о возврате или зачете суммы налога, переплаченной по сравнению с предусмотренной законом. Право подать требование о возврате действительно в течение трех лет со дня возникновения переплаты.
Для уплаты налогов в разрезе каждого налога предусмотрены различные счета Налогового и таможенного департамента, информацию о которых можно получить на сайте Налогового и таможенного департамента. Налоги можно декларировать по форме как на бумажном носителе (обратившись за формой непосредственно в местное учреждение Налогового и таможенного департамента или распечатав ее с образца на сайте Налогового и таможенного департамента), так и в электронной форме, заключив соответствующий договор либо непосредственно с местным учреждением Налогового и таможенного департамента, либо сделав это через Интернет-банк.
В обязанности управляющего налогами входит осуществление контроля за исполнением налоговых законов. Для этого управляющий налогами проверят правильность уплаты налогов, исчисляет подлежащие уплате суммы налогов и взыскивает налоговые задолженности.
При проверке субъектов налога управляющий налогами должен учитывать как увеличивающие, так и уменьшающие налоговые обязанности обстоятельства. Субъект налога вправе до издания административного акта, затрагивающего его права, представить управляющему налогами свое мнение или возражения.
По ходатайству субъекта налога управляющий налогами предоставляет ему информацию о налогах, которые он обязан уплатить, порядке расчета суммы налога и ее назначения, а также дает разъяснения по заполнению налоговых деклараций и подаче возражений либо ходатайств. При необходимости управляющий налогами разъясняет субъекту налогов его права и обязанности в налоговом разбирательстве. Субъект налога вправе ознакомиться со сведениями, который собрал о нем управляющий налогами, и снять с них копии или сделать выписки.
До начала деятельности в местном учреждении Налогового и таможенного департамента необходимо зарегистрироваться предпринимателю – физическому лицу, который не регистрируется в коммерческом регистре. Коммерческие товарищества не обязаны специально регистрироваться в Налоговом и таможенном департаменте.
Взаимоотношения управляющего налогами и субъекта налога очень подробно и точно урегулированы в Законе о налогообложении: какие меры может принимать управляющий налогами, как осуществляется проверка правильности уплаты налогов и разрешение споров, и т.д.
В случае неисполнения субъектом налога своих обязанностей могут применяться различные средства принуждения и санкции. На неуплаченные вовремя суммы налога начисляется проценты в размере 0,06% в день.
Составил: Maksumaksjate Liit wwwmaksumaksjad.ee